Девширме

«Девширме» (гравюра из дворца Топкапы

Девширме́ (осм. دوشيرمه‎ — devşirme «набор» от осм. ديوشرمك‎ — devşirmek собирать (плоды, цветы и т.д.); греч. παιδομάζωμα paidomazoma, набор детей; арм. տերշիմէ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък - «кровная дань», «налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты», то есть личных невольников султана). Большинство чиновников и военных Османской империи в XV-XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц.[1] Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия (Kalemiyye), богословы (İlmiyye) и военные (Seyfiyye). Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Кавалерия именовалась Kapıkulu Süvarileri («Кавалерия слуг Порты»), а пехота Kapıkulu Ordusu («Армия слуг Порты»). Другое, более распространённое название Yeni Çeri (янычары — «новые воины»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск. Янычары также выполняли полицейские и охранные функции.

Содержание

История

Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите.[2] Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары («слуг Порты»»)[3]. Так один из «заключённых» (то есть рабов) дворца писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или, Правила для правителей» говорится в частности, что если султан примет на службу представителей разных народов, то «все народности будут стремиться превзойти друг друга ... Если армия состоит из одного народа появляется опасность. У солдат нет рвения и они подвержены беспорядку».[2]

Своего пика практика девширме достигла во времена правления Мехмеда II, который в полной мере испытал на себе опасность, исходящую от сильной мусульманской элиты. В 1446 году, после всего двух лет правления будущий завоеватель Константинополя, возможно, по наущению великого визиря и собственного родственника, Чандарлы Халил-паши, был отстранён от власти. На два года трон вернулся его отцу Мураду II. Халил-паша был также одним из активных противников похода на византийскую столицу, называя это предприятие «помутнением сознания опьянённого юноши». После этого большинство великих визирей и пашей были «слугами Порты». Только 18 (по некоторым данным 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) «невольничьим рынком».

Система «девширме» сводилась к тому, что, не всегда регулярно, из налогооблагаемой общины, чаще всего из христианских семей балканских крестьян, брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). В присутствии старосты, священника и кади его имя и происхождение записывалось в реестр, после чего мальчику делали обрезание, обращали в ислам и увозили в Константинополь, где он воспитывался до достижения половой зрелости. Самые способные получали образование в эндеруне (дворцовой школе) или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу. Остальных отправляли в деревню «к турку», где они учились говорить по-турецки. Затем такие юноши поступали на службу во дворец, где становились садовниками. Некоторые работали матросами или строителями. Большинство же становилось янычарами и выполняло разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха.

Для многих семей набор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией. Однако, нередки были также случаи когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика.[4] Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако, не все забывали свои корни и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях.

С 1580-х годов «Слугам Порты» разрешалось заводить семьи и записывать детей в корпус по наследству.

Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII века.

См.также

Примечания

  1. Philip Mansel, Constantinople, City of the World’s Desire, 1453-1924. John Murrey Publishers. 1995, стр. 16, ISBN 978-0-7195-6880-0
  2. 1 2 Philip Mansel, Constantinople, City of the World’s Desire, 1453-1924. John Murrey Publishers. 1995, стр. 18, ISBN 978-0-7195-6880-0
  3. Stanford J. Shaw (англ.). History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. — Cambridge University Press, 1976. — Vol. 1. Empire of the Gazis: The Rise and Decline of the Ottoman Empire 1280–1808. — P. 27. — 368 p. — ISBN 0521291631, ISBN 9780521291637
  4. Philip Mansel, Constantinople, City of the World’s Desire, 1453-1924. John Murrey Publishers. 1995, стр. 17, ISBN 978-0-7195-6880-0

Ссылки

Девширме.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52