Девушка со спичечной фабрики | |
Tulitikkutehtaan tyttö | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Кинокомпания |
Esselte Video, Finnkino, Svenska Filminstitutet (SFI), Villealfa Filmproduction Oy |
Длительность |
68 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0098532 |
«Девушка со спичечной фабрики» (фин. Tulitikkutehtaan tyttö) — кинофильм режиссёра Аки Каурисмяки, снятый в 1990 году. Его название отсылает к рассказу Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками».[1]
Содержание |
Главная героиня Ирис работает на спичечной фабрике. Жизнь её однообразна и скучна: работа неинтересна, дома её ждут мать и отчим, которых изредка привлекают лишь телевизионные новости, из развлечений — только танцы в местном баре, где её никто не хочет замечать. Ирис даже поговорить не с кем, хотя ей, пожалуй, и сказать-то нечего.
Однажды главная героиня знакомится в баре с состоятельным мужчиной и проводит с ним ночь. Она надеется на то, что мужчина поможет ей вырваться из душного мирка фабричной жизни, однако тот и не помышляет о длительных отношениях с нею. Вскоре Ирис узнаёт, что она беременна.
Отвергнутая мужчиной и родителями, Ирис попадает под машину и теряет ребёнка. Поселившись у брата, она приобретает крысиный яд, чтобы отправить на тот свет не только непосредственных виновников её несчастья, но и всех, кто попадётся у неё на пути…
«Девушка со спичечной фабрики» завершает «пролетарскую трилогию» Аки Каурисмяки, начатую фильмами «Тени в раю» (1986) и «Ариэль» (1988). Как вспоминает режиссёр, в припадке человеконенавистничества ему пришла в голову идея снять фильм настолько медленный, что в сравнении с ним Робер Брессон показался бы создателем боевиков.[2] Замедленный ход повествования, крайний минимализм диалогов помогают прочувствовать однообразность рабочих будней.[3]
Как и в фильме «Гамлет идёт в бизнес», образная система фильма — конвейер по производству спичек в первых кадрах — указывает на то, что быт героев есть естественное продолжение господствующей системы производства, что именно в ней следует искать корень их бед.[2] В том, что у Каурисмяки общество превращает людей в вещи, в объекты, что все они в той или иной степени жертвы капиталистической системы хозяйствования, Джонатан Розенбаум видит влияние Фассбиндера.[2]
«Девушку со спичечной фабрики» называют самым беспросветным фильмом Каурисмяки.[4] Подобно братьям Коэнам в голливудском мейнстриме, Каурисмяки фиксирует окружающий мир бесстрастно, реалистично, без сострадания, вынося неутешительный диагноз: выхода нет.[3] Царящая в мире жестокость вызывает ответную реакцию со стороны героини.
Символично, что теленовости, показываемые в фильме, посвящены событиям 1989 года на площади Таньаньмэнь и простому китайцу с авоськами, который в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков, — реальному человеку, чья личность так и не была установлена и который вошёл в историю под условным именем Неизвестный бунтарь.
Девушка со спичечной фабрики (фильм).