Гродненское дело — ложное обвинение евреев в Гродненской губернии в похищении и убийстве христианской девочки в ритуальных целях в 1816 году. В результате расследования этого дела император Александр I издал распоряжение запрещающее кровавый навет на евреев.
Содержание |
31 марта 1816 года накануне еврейской Пасхи гродненский мещанин Адамович заявил в полицию об исчезновении своей 14-летней дочери Марианны. 23 апреля её труп был найден на пахотном поле в окрестностях города. Он был исколот, одежда разорвана, правая рука вырезана из локтевого сустава. Среди христианского населения распространялись слухи, что девочку убили евреи в ритуальных целях[1].
Власти арестовали одного из руководителей гродненского кагала Шолома Лапина, чей дом примыкал к дому семьи Адамович и чьи дети дружили с покойной Марианной. При обыске у Лапина нашли молоток и копьецо, которым он, по его показаниям, чистил бумаги так как руководил кагальной канцелярией. При этом, согласно вторичному врачебному освидетельствованию, было установлено, что ребёнок умер «от апоплексического удара или прострела» и что «у оного ребёнка кровь не источена»[1].
Выкрест унтер-офицер Павел Савицкий заявил, что христианская кровь нужна евреям для обмазывания притолок перед пасхой. Движимый жадностью и честолюбием, он заявил что готов доказать свои утверждения, если власти окажут ему помощь[2][3].
В феврале 1817 года благодаря графу Николаю Новосильцеву, имевшему с евреями в губернии общие экономические интересы, и министру духовных дел князю Александру Голицыну дело было прекращено. Осип Пржецлавский вспоминал, что депутат еврейского народа Зундель Зонненберг «жаловался на такую оскорбительную для единоверцев клевету» и приписывал её «ненависти поляков к евреям за их преданность правительству»[2].
Ложность обвинения была столь очевидной, что в 1817 году по поводу гродненского дела последовало распоряжение императора Александра I, направленное против возбуждения подобных дел[4]. Губернатору князю Друцкому-Любецкому было сделано высочайшее замечание за ведение судебного разбирательства по «кровавому навету»[2].
6 марта 1817 года князь Александр Голицын обратился к начальникам губерний с соответствующим предписанием; отметив, что уже польский король в XVI веке запретил обвинять евреев в употреблении крови[5], что папский престол также не нашел доказательств в пользу предрассудка, циркуляр гласил:
|
Несмотря на это распоряжение, через 10 лет местные власти дело возобновили, опять арестовав Лапина и его дочь, но в итоге после ещё 4 лет расследования в отсутствие каких-либо доказательств постановили «предать дело забвению»[1]. Виновный в убийстве найден не был[3].
Кроме этого этого, в 1823 году возникло так называемое «велижское дело» и ряд других позднее.
Кровавый навет в Российской империи | |
---|---|
Судебные дела | Сенненское дело • Гродненское дело • Велижское дело • Мултанское дело • Саратовское дело • Кутаисское дело • Дело Блондеса • Дело Бейлиса • Фастовское дело |
Почитаемые мощи | Евстратий Печерский • Гавриил Белостокский |
Прочие публичные обвинения |
Записка о ритуальных убийствах • Книга монаха Неофита • Кишинёвский погром • Расстрел царской семьи |
Персоналии | Ипполит Лютостанский • Гавриил Державин • Николай Хованский • Павел Крушеван • Георгий Чаплинский • Оскар Виппер • Алексей Шмаков • Георгий Замысловский • Иван Сикорский • Иустин Пранайтис |
Гродненское дело.