Гродненское дело

Перейти к: навигация, поиск

Гродненское дело — ложное обвинение евреев в Гродненской губернии в похищении и убийстве христианской девочки в ритуальных целях в 1816 году. В результате расследования этого дела император Александр I издал распоряжение запрещающее кровавый навет на евреев.

Содержание

Ход событий

31 марта 1816 года накануне еврейской Пасхи гродненский мещанин Адамович заявил в полицию об исчезновении своей 14-летней дочери Марианны. 23 апреля её труп был найден на пахотном поле в окрестностях города. Он был исколот, одежда разорвана, правая рука вырезана из локтевого сустава. Среди христианского населения распространялись слухи, что девочку убили евреи в ритуальных целях[1].

Власти арестовали одного из руководителей гродненского кагала Шолома Лапина, чей дом примыкал к дому семьи Адамович и чьи дети дружили с покойной Марианной. При обыске у Лапина нашли молоток и копьецо, которым он, по его показаниям, чистил бумаги так как руководил кагальной канцелярией. При этом, согласно вторичному врачебному освидетельствованию, было установлено, что ребёнок умер «от апоплексического удара или прострела» и что «у оного ребёнка кровь не источена»[1].

Выкрест унтер-офицер Павел Савицкий заявил, что христианская кровь нужна евреям для обмазывания притолок перед пасхой. Движимый жадностью и честолюбием, он заявил что готов доказать свои утверждения, если власти окажут ему помощь[2][3].

Граф Новосильцев
Князь Голицын

В феврале 1817 года благодаря графу Николаю Новосильцеву, имевшему с евреями в губернии общие экономические интересы, и министру духовных дел князю Александру Голицыну дело было прекращено. Осип Пржецлавский вспоминал, что депутат еврейского народа Зундель Зонненберг «жаловался на такую оскорбительную для единоверцев клевету» и приписывал её «ненависти поляков к евреям за их преданность правительству»[2].

Императорский запрет на кровавый навет

Ложность обвинения была столь очевидной, что в 1817 году по поводу гродненского дела последовало распоряжение императора Александра I, направленное против возбуждения подобных дел[4]. Губернатору князю Друцкому-Любецкому было сделано высочайшее замечание за ведение судебного разбирательства по «кровавому навету»[2].

6 марта 1817 года князь Александр Голицын обратился к начальникам губерний с соответствующим предписанием; отметив, что уже польский король в XVI веке запретил обвинять евреев в употреблении крови[5], что папский престол также не нашел доказательств в пользу предрассудка, циркуляр гласил:

По поводу оказывающихся и ныне в некоторых от Польши к России присоединенных губерниях изветов на евреев об умерщвлении ими христианских детей, якобы для той же надобности, его императорское величество, приемля во внимание, что таковые изветы и прежде неоднократно опровергаемы были беспристрастными следствиями и королевскими грамотами, высочайше повелеть мне соизволил объявить всем г-дам управляющим губерниями монаршую волю, чтоб впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови, но если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, без предубеждения, однако ж, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании по доказательствам, к самому происшествию относящимся, наравне с людьми прочих вероисповеданий, которые уличались бы в преступлении смертоубийства

Обвинение евреев в преступлениях с ритуальной целью // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.

Последующие события

Несмотря на это распоряжение, через 10 лет местные власти дело возобновили, опять арестовав Лапина и его дочь, но в итоге после ещё 4 лет расследования в отсутствие каких-либо доказательств постановили «предать дело забвению»[1]. Виновный в убийстве найден не был[3].

Кроме этого этого, в 1823 году возникло так называемое «велижское дело» и ряд других позднее.

Примечания

  1. ↑ Евреи Гродненщины: жизнь до Катастрофы.. — Донецк: Норд-Пресс, 2005. — С. 235-236. — 375 с. — ISBN 966-380-013-5
  2. ↑ История одного мифа: Очерки русской литературы XIX—XX вв. — М.: Наука, 1993.
  3. ↑ History of the Jews in Russia and Poland / transl. Israel Friedlaender. — Avotaynu Inc, 2000. — P. 233-234. — 603 p. — ISBN 9781886223110
  4. Благословение на погром. yazib.org. Архивировано из первоисточника 24 марта 2013. Проверено 2 марта 2013.
  5. Сигизмунд II Август усматривал причину обвинений в стремлении «некоторых подданных королевских под вымышленными предлогами искоренить евреев из королевских городов». Подобно Сигизмунду Августу, и Стефан Баторий выступил против обвинений евреев в ритуальных убийствах


Гродненское дело.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52