До наших дней дошло множество источников, касающихся гомосексуальных отношений в античном Риме и Римской империи. Среди их числа — многочисленные литературные произведения, стихи, рисунки и другие изображения, так или иначе описывающих сексуальные пристрастия некоторых правителей. Однако, в сравнении с аналогичными древнегреческими источниками, число сохранившихся гомоэротических изображений значительно меньше. Отношение древних римлян к однополой сексуальности также менялось от временной эпохи и было не одинаковым в различных провинциях империи.
Во времена Римской республики римские граждане обладали правом на ограждение своего тела от физического воздействия, включая телесные наказания и сексуальные надругательства.[1]
Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.
В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлось мужественность (virtue), определяющее мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.[2]
Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль.[3][4] Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обеих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли.[5] Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставлялись табу, поэтому в качестве пассивных партнёров часто могли быть и мужчины (например, рабы или кинеды), значительно старшие, чем они сами.[6]
Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол не был важным фактором того преемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит свое отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру.[7]
Однополые отношения между женщинами менее документированы. Хотя римские женщины с высоким социальным статусом также получали образование, писали стихи и переписывались с родственниками-мужчинами, в целом до наших дней дошло очень мало литературных источников, написанных женщинами. Мужчины же мало интересовались сексуальными переживаниями женщин.
Гомоэротические темы появились в латинской литературе в период увеличения греческого влияния на римскую культуру во II веке до нашей эры. Консул Квинт Лутаций Катул был в кругу поэтов, которые сделали короткие эллинистические стихи модными. В одном из его немногих сохранившихся произведений поэма о сексуальных желаниях на имя мужчины с греческим именем.[8] Развитие греческой литературы и искусства как модели самовыражения способствовали торжеству гомоэротизма в качестве знака вежливости и сложности человекой натуры.[9]
«Греческая любовь» влияет на эстетику или средства выражения, а не на характер римского гомосексуализма как такового. Греческий гомосексуализм отличался от римского прежде всего идеализацией эроса между свободными гражданами мужского пола с равным статусом, хотя обычно с возрастной разницей (см. «Гомосексуальность в Древней Греции»). Привязанности к мужчине вне семьи рассматривался положительно среди греков, однако в римском обществе такие отношения ставили под угрозу авторитет главы семьи.
Так как римские женщины активно участвовали в воспитании своих сыновей, а женщины правящего класса часто продолжали консультировать и влиять на их сыновей и мужей в политической жизни, гомосоциальность не была распространена в Риме так, как это было в классических Афинах, где, как полагают, этому способствовали особенности культуры педерастии.[10]
Эпоха «Новой поэзии», введённая в конце II века, была реализована в 50-х годах до н. э. Гаем Валерием Катуллой, стихи которого включает в себя несколько выражений сексуального желания к свободнорожденными молодым людям и немногозначно названы «Юность» (Iuventius). Латинское имя возлюбленного и его статус свободнорождённого могли подорвать римские традиции. Современник Катуллы Лукреций также признает влечение к «мальчикам». Гомоэротическом темы присутствуют также в произведениях поэтов времён правления Августа, в том числе в элегиях Тибулла и Проперция, Вергилия и Горация.
Мужчина или мальчик, который имел «принимающую» (пассивную) роль в сексе, назывался разными латинскими словами: cinaedus, pathicus, exoletus, concubinus (мужчина-наложник), spintria («аналист»), puer («мальчик»), Pullus («цыпленок»), mollis («мягкий») и так далее.[11]
Некоторые термины, такие как exoletus, относились к взрослым; римляне, которые были социально маркированы как «мужественные», не ограничивались только отношениями с мужчинами-проститутками или рабами, и в кругу их партнёров были также «мальчики» в возрасте меньше 20 лет.[12]
Некоторые люди преклонного возраста могли порой иметь пассивную роль. В частности, описываются случаи, когда пожилой мужчина имел пассивную роль, и разрешал молодому рабу занимать активную роль. Однако, желание взрослых мужчин быть проникнутыми считалось болезнью (morbus); тогда как стремление проникнуть в красивого юношу считалось нормальным.[13]
Римский солдат, как и любой свободный и респектабельный мужчина, как ожидалось, должен был показывать самодисциплину в вопросах секса. Август даже запретил солдатам вступать в брак, и этот запрет был в силе для императорской армии почти два века.[14]
Формы сексуального удовлетворения, доступные для солдат, были секс с проститутками обоих полов, с рабами, изнасилования пленных, и однополые отношения.[15] Секс среди сослуживцев, однако, нарушал римские традиции, так как такой акт совершался с другим свободнорожденным мужчиной. Солдат не должен был позволять использовать себя в целях сексуальной эксплуатации.[16]
В военной традиции изнасилование символизировало поражение, и это было мотивом для солдат, чтобы не позволять использовать свое тело в этих целях.[17] Во времена республики, гомосексуальное поведение среди однополчан было подвержено суровым наказаниям, включая смертную казнь, как нарушение воинской дисциплины.[18]
Римские историки записывали назидательные истории об офицерах, которые злоупотребляли своей властью для принуждения своих солдат к сексу, и за это сурово наказывались.[19]
Самым молодым солдатам, которые ещё могли бы сохранить элементы подростковой привлекательности (что ценилось римлянами в однополых отношениях), было рекомендовано усилить свои мужские качества, не носить духи, ни обрезывать волосы в подмышках и в ноздрях.[20]
В дополнение к неоднократно описанному анальный сексу, оральный секс был также распространён. В отличие от Древней Греции, в Риме большой пенис был основным элементом привлекательности.[21] Некоторые императоры были представлены в негативном свете из-за того, что окружали себя мужчинами с большими половыми органами.[22]
Известны также описания галло-римского поэта Авсония (IV век н. э.) о груповых однополых отношениях.[23]
Описания секса между женщинами являются нечастыми в римской литературе эпохи республики и раннего принципата. Овидий, который выступал в основном за гетеросексуальный образ жизни, описывает женский гомосексуализм в негативном свете. Однако в эпоху Римской империи, источники об отношениях между женщинами встречаются гораздо чаще.
Женщин, предпочитающих секс с другой женщиной, называли греческими словами hetairistria, tribas и Lesbia или латинскими словами tribas, fricatrix («та, которая трется») и virago.[24] Ранние упоминания об однополых отношений между женщинами как «лесбиянство» можно найти в произведениях писателя Лукиана (II век н. э.).[25]
Так как римляне думали, что в половом акте обязательной является активная или доминирующим роль, мужчины-писатели представляли, что в лесбийском сексе одна из женщин использует дилдо или имеет исключительно большой клитор для проникновения, и что она одна испытывает удовольствие.[26] Однако, дилдо редко упоминается в римских источниках, зато оно было популярным объектом в комических произведениях классической греческой литературы и искусства.[27]
Есть описания лесбиянок, выполняющих проникающий секс как с другими женщинами, так и мальчиками.[28] В императорскую эпоху изображались женщины, которые содомизируют мальчика, пьют и едят как мужчины, и занимаются интенсивной физической деятельностю, что может отражать культурные брожения по поводу растущей независимости римских женщин.[29]
Гомосексуальность в Древнем Риме.