Гери, Фрэнк

(перенаправлено с «Гери, Фрэнк»)
Перейти к: навигация, поиск
Фрэнк Гери
Эфраим Оуэн Голдберг

Фрэнк Гери, 2006 год
Основные сведения
Страна

 Канада
 США

Дата рождения

28 февраля 1929({{padleft:1929|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:28|2|0}}) (86 лет)

Место рождения

Торонто, Онтарио, Канада[1]

Работы и достижения
Работал в городах

Торонто

Важнейшие постройки

Художественный музей Вейсмана, Застройка прибрежной части Дюссельдорфа, Корпус Массачусетского технологического университета, Музей музыки в Сиэтле

Награды
Национальная медаль США в области искусств
Четвертьвековая награда
Премии

Притцкеровская премия
Императорская премия
Премия принца Астурийского

 Фрэнк Гери на Викискладе

Фрэнк Оуэн Гери (англ. Frank Owen Gehry, настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг, англ. Ephraim Owen Goldberg; род. 28 февраля 1929(19290228), Торонто) — один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года.

Биография

Фрэнк Гери родился в еврейской семье иммигрантов из Польши. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых и игровых автоматов. Молодой Эфраим (Фрэнк) был избит на почве антисемитизма, и эта психологическая травма долго не оставляла его, и послужила, в конце концов, поводом переменить фамилию, а семью — переехать в Америку. С 17 лет живёт в Лос-Анджелесе. Учился в Университете Южной Калифорнии (бакалавр, 1954), а затем в Гарвардском университете (магистр, 1957). Работал в проектных фирмах В. Грюна, Перейры и Лакмана в США, и у архитектора А. Ремонде во Франции. В 1962 году вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе свое бюро. Сейчас это одна из ведущих фирм мира, в которой работает более 200 архитекторов.

В 1950—1960-е гг. Фрэнк Гери находился под влиянием Фрэнка Ллойда Райта. Обратился к постмодернизму в 1978 г., остроумно перестроив собственный особняк 1920-х гг. постройки. В 1989 году был удостоен Притцкеровской премии.

Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также «танцующий дом» в Праге (1995). Гораздо менее тёплый приём ожидал спроектированный Гери по заказу Пола Аллена Музей музыки в Сиэтле (2000)[2][3][4].

Однако на самом деле многие его проекты являются скорее иллюстрацией того, что он называет деконструктивизмом (то есть, формальные опыты по «разложению», деструкции и деформации внешней и внутренней оболочек, вроде того, что делает американский SITE). Гери создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать её базовые принципы. Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций, — и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм — по сути это деструктивизм: распадающиеся объёмы, грубые, крошащиеся поверхности, использование буквально сломанных традиционных архитектурных элементов.

По его собственному признанию, в творчестве Гери, в его художественном понимании архитектуры, присутствует лейтмотив очертания и подвижности рыбы (по его словам, намек на традиционное еврейское блюдо матери «гэфилтэ фиш»). Этот лейтмотив можно проследить во всех поздних постройках Гери: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991-97), музей Уокера, (Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992) и т. д. Среди его последних работ — проекты нового Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (2000), онкологического центра в Данди (Великобритания, 2003), Музея толерантности в Иерусалиме (2002). Гери неоднократно посещал столицу Израиля, Иерусалим, участвовал в культурной жизни страны.

Высказывания

  • Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а затем указывают, что ему делать[5].

Интересные факты

  • Гери является завзятым поклонником хоккея. В 2004 году по его проекту был изготовлен кубок, вручавшийся победителю чемпионата мира по этому виду спорта.
  • В 2005 году в эфир вышел эпизод «Тюремная крыса» мультсериала «Симпсоны». Гери озвучил там сам себя, став первым архитектором, приглашённым для озвучивания этого мультсериала[6][7].
  • В 2007 году Массачусетский технологический университет подал иск против Гери, обвиняя его в некачественном проекте корпуса стоимостью $315 млн. По словам представителей университета, за три года эксплуатации здание стало протекать, стены покрылись плесенью, а «массивные глыбы льда, падающие с крыши и оконных выступов не только напрямую угрожают жизни работников института, но и часто блокируют запасные выходы»[8].

Галерея

Библиография

Примечания

  1. Record #11890888X // Gemeinsame NormdateiLeipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Проверено 11 декабря 2014.
  2. Deference to nature keeps Seattle from becoming world-class city], 'Seattle Times' (April 4, 2004). Проверено 24 ноября 2006.
  3. EMPty: The Experience Music Project is a flop on all fronts—financial, musical, and intellectual. The Stranger (June 17, 2004). Проверено 24 ноября 2006.
  4. On Architecture: Corrugated steel is a nice wrinkle, 'Seattle Post-Intelligencer' (September 26, 2006). Проверено 26 ноября 2006. (недоступная ссылка)
  5. Laura Dushkes. The Architect says. Quotes, quips, and words of wisdom
  6. Frank Gehry Really, Really Regrets His Guest Appearance on The Simpsons  (англ.) на сайте observer.com, 5 сентября 2011
  7. Fareed Zakaria GPS  (англ.) на сайте edition.cnn.com, 4 сентября 2011
  8. Статья «Американский институт заплатил $315 млн за здание, которое через 3 года покрылось плесенью» на newsru.com от 7 ноября 2007 года

Ссылки

  • Гэри Фрэнк. Электронная еврейская энциклопедия

Гери, Фрэнк.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52