Фрэнк Гери | |||
Эфраим Оуэн Голдберг | |||
Фрэнк Гери, 2006 год |
|||
Основные сведения | |||
---|---|---|---|
Страна | |||
Дата рождения |
28 февраля 1929 (86 лет) |
||
Место рождения | |||
Работы и достижения | |||
Работал в городах | |||
Важнейшие постройки |
Художественный музей Вейсмана, Застройка прибрежной части Дюссельдорфа, Корпус Массачусетского технологического университета, Музей музыки в Сиэтле |
||
Награды |
Четвертьвековая награда |
||
Премии |
Притцкеровская премия |
||
Фрэнк Гери на Викискладе |
Фрэнк Оуэн Гери (англ. Frank Owen Gehry, настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг, англ. Ephraim Owen Goldberg; род. 28 февраля 1929, Торонто) — один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года.
Фрэнк Гери родился в еврейской семье иммигрантов из Польши. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых и игровых автоматов. Молодой Эфраим (Фрэнк) был избит на почве антисемитизма, и эта психологическая травма долго не оставляла его, и послужила, в конце концов, поводом переменить фамилию, а семью — переехать в Америку. С 17 лет живёт в Лос-Анджелесе. Учился в Университете Южной Калифорнии (бакалавр, 1954), а затем в Гарвардском университете (магистр, 1957). Работал в проектных фирмах В. Грюна, Перейры и Лакмана в США, и у архитектора А. Ремонде во Франции. В 1962 году вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе свое бюро. Сейчас это одна из ведущих фирм мира, в которой работает более 200 архитекторов.
В 1950—1960-е гг. Фрэнк Гери находился под влиянием Фрэнка Ллойда Райта. Обратился к постмодернизму в 1978 г., остроумно перестроив собственный особняк 1920-х гг. постройки. В 1989 году был удостоен Притцкеровской премии.
Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также «танцующий дом» в Праге (1995). Гораздо менее тёплый приём ожидал спроектированный Гери по заказу Пола Аллена Музей музыки в Сиэтле (2000)[2][3][4].
Однако на самом деле многие его проекты являются скорее иллюстрацией того, что он называет деконструктивизмом (то есть, формальные опыты по «разложению», деструкции и деформации внешней и внутренней оболочек, вроде того, что делает американский SITE). Гери создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать её базовые принципы. Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций, — и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм — по сути это деструктивизм: распадающиеся объёмы, грубые, крошащиеся поверхности, использование буквально сломанных традиционных архитектурных элементов.
По его собственному признанию, в творчестве Гери, в его художественном понимании архитектуры, присутствует лейтмотив очертания и подвижности рыбы (по его словам, намек на традиционное еврейское блюдо матери «гэфилтэ фиш»). Этот лейтмотив можно проследить во всех поздних постройках Гери: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991-97), музей Уокера, (Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992) и т. д. Среди его последних работ — проекты нового Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (2000), онкологического центра в Данди (Великобритания, 2003), Музея толерантности в Иерусалиме (2002). Гери неоднократно посещал столицу Израиля, Иерусалим, участвовал в культурной жизни страны.
Художественный музей Вейсмана
Офисное здание в Ганновере
«Танцующий дом» в Праге
Корпус Массачусетского технологического университета
Музей музыки в Сиэтле
Лауреаты Притцкеровской премии | |
---|---|
Филип Джонсон (1979) • Луис Барраган (1980) • Джеймс Стирлинг (1981) • Кевин Роч (1982) • Бэй Юймин (1983) • Ричард Мейер (1984) • Ханс Холляйн (1985) • Готфрид Бём (1986) • Кэндзо Тангэ (1987) • Гордон Баншафт и Оскар Нимейер (1988) • Фрэнк Гери (1989) • Альдо Росси (1990) • Роберт Вентури (1991) • Алвару Сиза Виейра (1992) • Фумихико Маки (1993) • Кристиан де Портзампарк (1994) • Тадао Андо (1995) • Рафаэль Монео (1996) • Сверре Фен (1997) • Ренцо Пиано (1998) • Норман Фостер (1999) • Рем Колхас (2000) • Херцог и де Мёрон (2001) • Гленн Мёркатт (2002) • Йорн Утзон (2003) • Заха Хадид (2004) • Том Мейн (2005) • Паулу Мендес да Роша (2006) • Ричард Роджерс (2007) • Жан Нувель (2008) • Петер Цумтор (2009) • Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава / SANAA (2010) • Эдуарду Соуту де Моура (2011) • Ван Шу (2012) • Тоёо Ито (2013) • Сигэру Бан (2014) • Фрай Отто (2015) |
Гери, Фрэнк.