Гайто Газданов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гайто (Гео́ргий) Ива́нович Газда́нов (23 ноября (6 декабря) 1903, Санкт-Петербург — 5 декабря 1971, Мюнхен) — русский писатель-эмигрант, осетин по происхождению.
Содержание |
Родился 6 декабря 1903 года в Санкт-Петербурге в семье лесничего. До четырёх лет жил в Санкт-Петербурге, в доме на Кабинетской улице (ныне — улица Правды). Позднее отец по долгу службы, а с ним и семья жили в Сибири, в Тверской губернии, в Полтаве, в Харькове. В Полтаве Газданов учился в кадетском корпусе, после (с 1912 и до начала Гражданской войны) — в Харьковской гимназии. Бывал у своих родственников в Кисловодске.
В 1919 году, в неполные 16 лет, Газданов присоединился к Добровольческому движению, как говорил позднее, чтобы «узнать, что такое война». Служил в звании рядового солдата большей частью на бронепоезде. Вместе с отступающей белой армией он оказался в Крыму. Пароходом уплыл в Турцию. В Константинополе написал свой первый рассказ («Гостиница грядущего», 1922). В болгарском городе Шумене окончил русскую гимназию (в Харькове Газданов доучился до седьмого класса).
В 1923 году переехал в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Был грузчиком, мойщиком паровозов, рабочим на заводе «Ситроен». Четыре года учился на историко-филологическом факультете Сорбонны, изучал историю литературы, социологию, экономику. Долгие годы, уже будучи известным писателем, был вынужден работать ночным таксистом. В романе «Ночные дороги» (1941) нашло отражение знакомство Газданова с парижским дном. Лишь после войны книга «Возвращение Будды», имевшая большой успех, принесла ему финансовую независимость.
Его первый роман «Вечер у Клэр» вышел в 1929 году и был высоко оценен русской эмиграцией.
В 1932 году через писателя и критика Михаила Осоргина Газданов входит в масонскую ложу «Северная звезда», в ней Газданов занимал ряд должностей, а в 1961 году стал её Досточтимым мастером [1].
Цитата:
Посвящён по рекомендации М. Осоргина и М. Тер-Погосяна 2.6.1932 в Достопочтенной ложе «Северная Звезда» под сенью Великого Востока Франции. Возведен во 2-ю степень 13.7.1933. Числился в «отпуске» в 1939. Оратор с 18.10.1946, с 12.11.1959 и в 1966. Судья ложи с 9.10.1947 по 1948. Привратник с 9.10.1952. Делегат ложи с 12.11.1959. Досточтимый мастер в 1961—1962. 1-й Страж с 27.11.1962 по 1964. Член ложи до кончины[2].
Критика признала его и Владимира Набокова самыми талантливыми писателями молодого поколения. Завоевав высокую литературную репутацию, Газданов регулярно печатался в «Современных записках», считавшихся самым авторитетным периодическим изданием эмиграции, участвовал в литературном объединении «Кочевье». Его роман «Призрак Александра Вольфа» (1945-48) сразу по выходу был переведён на основные европейские языки.
В годы войны Газданов оставался в оккупированном Париже. Принимал участие в движении Сопротивления, работал в подпольном журнале. С 1953 года и до конца жизни Газданов работал журналистом и редактором на радио «Свобода», где вёл передачи, посвящённые русской литературе.
Гайто Газданов умер 5 декабря 1971 года, в Мюнхене, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.
Газданов — писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине. Для российского читателя газдановское наследие было открыто в конце 1990-х годов. В Москве в 1998 году было создано «Общество друзей Гайто Газданова», в задачи которого входит изучение творчества писателя и популяризация его произведений в России и за рубежом.
Проза Газданова рефлексивна. Повествование в наиболее характерных, «газдановских» вещах ведётся от первого лица, а всё описываемое: люди, места, события — подаётся через призму восприятия рассказчика, сознание которого становится осью, соединяющей разнообразные, иногда, казалось бы, никак не связанные звенья повествования. В центре внимания оказываются не события сами по себе, а рождаемый ими отклик — черта, роднящая Газданова с Прустом, с которым, кстати, его часто сравнивали. Эта особенность газдановских текстов часто вызывала недоумение современной автору эмигрантской критики, которая, отмечая необыкновенное чувство слова и ритма, признавая магию рассказчика, тем не менее сетовала на то, что произведения эти, в сущности, «ни о чём» (Г. Адамович, Н. Оцуп). Причиной такого амбивалентного отношения со стороны критики был отказ Газданова от традиционного построения фабулы. Произведения его часто строятся на сквозной теме: путешествие, с целью обретения любимой, а через неё и самого себя — в «Вечере у Клэр», судьба и смерть — в «Призраке Алесандра Вольфа» и т. д. Здесь нет фабульной стройности, но есть, по выражению М. Слонима, «единство настроенности». Центральная тема объединяет, удерживает в своём поле, внешне не связанные, элементы сюжета, переход между которыми часто осуществляется по принципу ассоциации. Так в рассказе «Железный лорд» огромное количество роз на Парижском рынке и их запах дают толчок памяти рассказчика — он видел такое же количество роз один раз, в «большом городе южной России», и это воспоминание воскрешает давно прошедшие события, составляющие основу рассказа.
Газданов — автор девяти романов, 37 рассказов и книги очерков «На французской земле».
…
Газданов, Гайто Иванович.