|
|
Алексей Саврасов | |
Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854 | |
Холст, масло. 78 × 118 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Вид в окрестностях Ораниенбаума» — картина русского художника Алексея Саврасова (1830—1897), написанная в 1854 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 824). Размер картины — 78×118 см[1][2].
В 1854 году ряд картин Алексея Саврасова демонстрировался на выставке в Московском училище живописи и ваяния. Эту выставку посетила великая княгиня Мария Николаевна, которая в то время была президентом Императорской Академии художеств. Ей понравились работы Саврасова, и она пригласила его в свою загородную резиденцию, которая находилась между Петергофом и Ораниенбаумом[3].
Там же, в районе дачи Марии Николаевны, Алексей Саврасов написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и ряд других картин, которые осенью 1854 года демонстрировались на выставке Императорской Академии художеств[3]. За две картины из этой серии — «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» — 24-летнему художнику было присвоено звание академика[1].
Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году[3]. Она была первой картиной Саврасова, приобретённой Третьяковым, и относится к его самым ранним приобретениям[1].
В центре картины изображена поляна, освещённая ярким солнечным цветом. Справа от неё находятся деревья и валуны, поросшие мхом и травой. На переднем плане, за двумя крупными валунами находится дуб, листва которого освещена солнцем. У дальнего края поляны видна фигурка сидящей женщины. Вдали, у левого края полотна, под затянутым облаками небом виден небольшой кусочек моря[3].
Искусствовед Николай Новоуспенский так писал об этой картине[4]:
Саврасов понимает, что, компонуя картину, художник должен оставаться на почве реальных наблюдений и знания конкретной природы, что в основе пейзажного образа должно лежать реалистическое понимание действительных форм и проявлений жизни. <…> В аналогичном плане решена и картина «Вид в окрестности Ораниенбаума», написанная тем же летом и принесшая Саврасову звание академика. <…> В основе этой картины, несомненно, лежит натурный мотив, вносящий в продуманное композиционное решение достоверность непосредственного наблюдения. Романтическая возвышенность образа слилась с элементами лирической интимности. |
Работы Алексея Саврасова | |
---|---|
Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854) • Сельский вид (1867) • Лосиный остров в Сокольниках (1869) • Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (1871) • Грачи прилетели (1871) • Просёлок (1873) |
Вид в окрестностях Ораниенбаума.