Вид в окрестностях Ораниенбаума

Перейти к: навигация, поиск
Алексей Саврасов
Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854
Холст, масло. 78 × 118 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Вид в окрестностях Ораниенбаума» — картина русского художника Алексея Саврасова (1830—1897), написанная в 1854 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 824). Размер картины — 78×118 см[1][2].

История

В 1854 году ряд картин Алексея Саврасова демонстрировался на выставке в Московском училище живописи и ваяния. Эту выставку посетила великая княгиня Мария Николаевна, которая в то время была президентом Императорской Академии художеств. Ей понравились работы Саврасова, и она пригласила его в свою загородную резиденцию, которая находилась между Петергофом и Ораниенбаумом[3].

Там же, в районе дачи Марии Николаевны, Алексей Саврасов написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и ряд других картин, которые осенью 1854 года демонстрировались на выставке Императорской Академии художеств[3]. За две картины из этой серии — «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» — 24-летнему художнику было присвоено звание академика[1].

Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году[3]. Она была первой картиной Саврасова, приобретённой Третьяковым, и относится к его самым ранним приобретениям[1].

Описание

В центре картины изображена поляна, освещённая ярким солнечным цветом. Справа от неё находятся деревья и валуны, поросшие мхом и травой. На переднем плане, за двумя крупными валунами находится дуб, листва которого освещена солнцем. У дальнего края поляны видна фигурка сидящей женщины. Вдали, у левого края полотна, под затянутым облаками небом виден небольшой кусочек моря[3].

Отзывы

Искусствовед Николай Новоуспенский так писал об этой картине[4]:

Саврасов понимает, что, компонуя картину, художник должен оставаться на почве реальных наблюдений и знания конкретной природы, что в основе пейзажного образа должно лежать реалистическое понимание действительных форм и проявлений жизни. <…> В аналогичном плане решена и картина «Вид в окрестности Ораниенбаума», написанная тем же летом и принесшая Саврасову звание академика. <…> В основе этой картины, несомненно, лежит натурный мотив, вносящий в продуманное композиционное решение достоверность непосредственного наблюдения. Романтическая возвышенность образа слилась с элементами лирической интимности.

Примечания

  1. 1 2 3 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я.В. Брук, Л.И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 276. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  2. Саврасов Алексей Кондратьевич — Вид в окрестностях Ораниенбаума (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 27 февраля 2015.
  3. 1 2 3 4 С. Королёва Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие художники, том 22). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — С. 8—9. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-195-3.
  4. Н. Н. Новоуспенский Алексей Кондратьевич Саврасов. — Москва: Искусство, 1967. — 134 с.

Ссылки

  • «Вид в окрестностях Ораниенбаума» в базе данных Третьяковской галереи
  • Саврасов Алексей Кондратьевич — Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 27 февраля 2015.

Вид в окрестностях Ораниенбаума.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52