Вечное возвращение | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Олег Кохан |
Автор сценария |
Кира Муратова |
В главных ролях |
Рената Литвинова |
Оператор |
Владимир Панков |
Композитор | |
Кинокомпания |
Sota Сinema Group |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 2536310 |
«Вечное возвращение» (рабочее название — «Кинопробы. Однокурсники») — фильм режиссёра Киры Муратовой. Премия «Ника» За лучший фильм стран СНГ и Балтии[1].
Мировая премьера которого состоялась в рамках Римского кинофестиваля в 2012 году[2].
Продюсер (Антон Муратов) показывает кинопробы к фильму скончавшегося режиссёра инвестору-сахарозаводчику (Олег Кохан), желающему приобщиться к волшебному миру кино.
Несколько десятков раз разные пары актёров на все лады произносят один и тот же текст, разыгрывают одну и ту же ситуацию. Он «возвращается» к Ней спустя много лет, чтобы посоветоваться о делах сердечных: кого ему предпочесть — жену Люду или любовницу Люсю? Она не может понять кто перед ней, поскольку у Него был брат-близнец.
Сахарозаводчик польщен, что ему предлагают вложиться в творческий процесс, однако все-таки склоняется к отказу: «Ответ отрицательный, но не окончательный… Очень элитарно — мне нравится, а понравится ли публике?»
На Римском международном кинофестивале критики назвали картину «гипнотической воронкой»[3]. Фильм призов не получил, хотя, по мнению критика Антона Долина, на этом фестивале не было фильма, способного приблизиться к «Вечному возвращению» по части вдохновенности, оригинальности, юмора, поэзии. Критик определяет форму фильма как вариации: бесконечное разнообразие типажей и голосов, актёрских манер и школ, выразительных жестов и слов-паразитов. Он считает, что музыкальная терминология в случае Муратовой неизбежна, чутьё к ритму и пренебрежение к законам кинематографического нарратива – важнейшие черты её фильмов. «Вечное возвращение» – апофеоз репетитивности, за которую одни режиссера клянут, а другие превозносят[4].
Кинокритик Валерий Кичин отмечает, что название фильма формально отсылает к тезису Ницше о бесконечной повторяемости предметов и явлений, а, возможно, и к фильму с Жаном Марэ. В коллизии с просмотром дублей критик видит горькую мысль о сложности художнических амбиций, которая вечно расшибается в лепешку о тупость коммерческой индустрии, и безнадежность вечного противостояния неизвестно чего хотящих мужчин и страдающих от их тупости женщин. Как любой странный фильм, «Вечное возвращение» позволяет при желании увидеть метафору в каждом кадре. Но каждая из расшифровок окажется первобытно простенькой. Критик считает, что вне контекста творчества Киры Муратовой и вне ауры, к ней прикипевшей в сознании синефилов, фильм не существует[5].
Кинообозреватель Стас Тыркин считает, что фильм строг (по структуре) и нарочито манерен (по исполнению), целостен и фрагментарен, совмещает наив с мудростью, вызывает смех и слезы и превращает чистый сор (а что ещё такое кинопробы, самое место которым в корзине?) в столь же чистую поэзию. Стас Тыркин отмечает гипнотическое качество фильма - от картины, где «ничего не происходит», оторваться нельзя — она заматывает, затягивает в воронку, оставляя со щемящим чувством боли, без которого не бывает подлинного искусства[6].
Фильмы Киры Муратовой | |
---|---|
1960-е | У крутого яра (1961) • Наш честный хлеб (1964) • Короткие встречи (1967) |
1970-е | Долгие проводы (1971) • Познавая белый свет (1978) |
1980-е | Среди серых камней (1983) • Перемена участи (1987) • Астенический синдром (1989) |
1990-е | Чувствительный милиционер (1992) • Увлеченья (1994) • Три истории (1997) • Письмо в Америку (1999) |
2000-е | Второстепенные люди (2001) • Чеховские мотивы (2002) • Настройщик (2004) • Справка (2004) • Два в одном (2006) • Кукла (2007) • Мелодия для шарманки (2009) |
2010-е | Вечное возвращение (2012) |
Это заготовка статьи о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Вечное возвращение (фильм, 2012).