Венера Арлезианская

Венера Арлезианская,
Гиметтский мрамор. Высота: 1,94 м
Лувр, Париж

Вене́ра Арлезиа́нская (Афродита Арлезианская) — скульптура Афродиты, хранящаяся в Лувре. Изготовлена из мрамора с горы Гиметт[1], высота — 1,94 м. Сделана в Риме в конце I века до н. э.

Возможно, является копией Афродиты из Феспии работы Праксителя. Во II веке Павсаний упоминал, что в Феспии из Беотии хранились скульптуры Эрота, Фрины и Афродиты работы Праксителя[2]. По одной из версий, оригинал Венеры Арлезианской был одной из ранних работ Праксителя — до того, как он перешел к созданию полностью обнаженных богинь, он создавал полуобнаженные скульптуры. На левой руке у Венеры Арлезианской, как и у Афродиты Книдской работы Праксителя — нарукавная повязка, кроме того у Афродиты Книдской и Венеры Арлезианской похожи голова и трактовка волос[3]. Однако, по мнению Брунильды Риджуэй (англ.), оригинал Венеры Арлезианской не был работой Праксителя, а был создан намного позже, в I веке до н. э. для театра в Афинах. Вывод Ридгвей основан, в частности, на нехарактерной для Праксителя драпировке Венеры Арлезианской[4][5].

Была найдена в Театре в Арелате (современный Арль) 6 июня 1651 года двумя братьями по имени Брун[1][Ja 1], копающими колодец для священника, жившего в районе театра. Сначала на глубине 2 м была найдена голова, позже — торс без рук и постамент, причем голова плохо стыковалась с торсом. Всего было найдено, по разным источникам, от трёх до пяти фрагментов[5]. В 1684 году по запросу Людовика XIV рядом с театром в Арелате были начаты масштабные раскопки, которые были проведены настолько неаккуратно, что театр был значительно разрушен[Ja 2]. Однако руки обнаружить так и не удалось[5].

В мае 1684 года статуя была перевезена в Париж и преподнесена Людовику XIV. Реставрация была поручена Франсуа Жирардону. Сразу после находки в академических кругах развернулись дискуссии о личности богини — некоторые исследователи идентифицировали богиню как Артемиду, некоторые — как Афродиту. Чтобы положить конец спорам, Жирардон сделал статую более похожей на Афродиту, вложив ей в левую руку статуи зеркало, в правую руку — яблоко, а также сгладил поверхность тела, убрав мышцы и выступающие кости. Реставрация Жирардона подвергалась критике как за поворот головы Венеры, так и за положение и использование рук. Так, Теодор Кук (англ.) отмечал, что каким бы ни было настоящее положение рук богини, она точно не держала в одной руке зеркало, а в другой — «мячик»[1][6].

18 апреля 1685 года Венера Арлезианская была поставлена в Зал Зеркал в Версале[1], где статуя оставалась до 1798 года, когда она была перенесена в Лувр[7].

Примечания

  1. ↑ Old Provence. — 2001 (первое издание — 1905). — P. 95—97. — 421 p. — ISBN 1902669185
  2. IX, 27.3—4
  3. Personal Styles in Greek Sculpture. — Cambridge University Press, 1999. — P. 127. — 248 p. — ISBN 0521657385
  4. Hellenistic sculpture III: the styles of ca. 1000-031 B.C.. — Univ of Wisconsin Press, 2002. — P. 197—198. — 400 p. — ISBN 0299177106
  5. ↑ The Aphrodite of Arles // American Journal of Archaeology. — Archaeological Institute of America, 1976. — Т. 80. — № 2.
  6. Enforcing Normalcy: Disability, Deafness, and the Body. — Verso, 1995. — С. 138. — 203 с. — ISBN 1859840078
  7. Aphrodite dite "Vénus d'Arles"  (фр.). Архивировано из первоисточника 28 марта 2012.
  • Louis Jacquemin Monographie du théâtre antique d'Arles. — Typ. Dumas et Dayre, 1863. — P. 359—370. — 421 p.
  1. там же, С. 359
  2. там же, С. 366—367

Ссылки

  • «Венера Арлезианская» в базе данных Лувра (фр.)

Венера Арлезианская.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52