Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности[1]
Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка
Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.[2] Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребенка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребенка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности. Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребенка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми. [3][1]
Ведущая деятельность в структуре психологического возраста
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе и его ориентировка в системе общественных отношений), основные новообразования развития и основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий. [1]
Особенности ведущей деятельности
В ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это — его отношение к действительности.
Ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
От ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребенка[4].
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
Младенчество (от 2 мес. до 12 мес.). Ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
Ранний возраст (1-3 лет). Ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия
Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, деятельность направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия роли, использования игровых предметов и др.
Младший школьный возраст (7 — 11 лет). Ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. [1][3].
Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте
Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте. Согласно Д.Б. Эльконину, младший подростковый возраст (12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание партнера и самопознание, а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте - «общественно-полезная деятельность», по В.В. Давыдову - «общественно-значимая деятельность» С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества референтно-значимую, К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка [5].
Литература
Бурменская Г.В Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития - Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.:Тривола, 1994 - 168 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
Примечания
↑ 1234Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
Ведущая деятельность — Психологос
↑ 12Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
↑Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
↑Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития - Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
Ссылки
Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
Е.Е. Кравцова Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития Автор: Е. Е. Кравцова