Украинская государственная академия железнодорожного транспорта логотип, история железнодорожного транспорта учебное пособие

Перейти к: навигация, поиск
О ведомственных охранах см. ведомственная охрана

Ведомственная (военизированная) охрана железнодорожного транспорта (ВО ЖДТ) — специализированные вооружённые подразделения, в основном осуществляющие деятельность в пределах железнодорожной сети общего пользования страны. Создается государственными органами либо национальными организациями железнодорожного транспорта для охраны (защиты от противоправных посягательств) грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов инфраструктуры и прилегающих к ним территорий и акваторий, проведения профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений на железнодорожном тра́нспорте.

Номенклатура имущества разных видов собственности, подлежащего охране ВО ЖДТ (перечни наименований грузов, объектов инфраструктуры и др.), устанавливается правовыми актами организаций железнодорожного транспорта и/или государственных органов либо международными договорами.

В СССР ВО ЖДТ входила в состав НКПС и министерства путей сообщения. В настоящее время ВО ЖДТ является юридическим лицом (в России и Казахстане) или структурным подразделением национальной организации железнодорожного транспорта (в Белоруссии и на Украине). В состав ВОХР ЖДТ могут входить пожарные подразделения.

В России на ВОХР ЖДТ федеральным законом возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности, как состояния защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Содержание

Краткая историческая справка

Советский период

Все существующие ВО ЖДТ стран постсоветского пространства имеют общую историю.

Вооруженная Охрана Путей Сообщения НКПС (19211928)

В результате продолжающейся гражданской войны хозяйство железных дорог находилось на грани развала и хаоса.

14 апреля 1921 г. Ф. Э. Дзержинский по предложению В. И. Ленина был назначен народным комиссаром путей сообщения, при этом оставлен председателем ВЧК и народным комиссаром внутренних дел. Опытный управленец и организатор в считанные месяцы разобрался в сложившейся ситуации и пришел к выводу о невозможности навести порядок репрессивными методами органов ВЧК и милиции. Дзержинский говорил «Мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому делу массу честных сознательных железнодорожников».

9 декабря 1921 года по инициативе Дзержинского принят Декрет ВЦИК и СТО республики «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения»[1] , в соответствии с которым в структуре НКПС РСФСР была создана вооруженная Охрана Путей Сообщения. Железнодорожная и водная милиция упразднялись. Оборона путей сообщения и охрана отдельных сооружений, имеющих стратегическое значение, оставалась за Военным Ведомством.

Дата подписания указанного Декрета (9 декабря) стала отмечаться всеми, кто имел отношение к охране железнодорожного транспорта с 1921 года по настоящее время, как ведомственный праздник — День создания ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта.

20 марта 1923 г. приказом НКПС № 1419 объявлено Положение об Охране железнодорожных путей сообщения. Лица в возрасте от 20 до 55 лет, поступившие на службу в охрану, считались состоящими на государственной службе, обязались прослужить в строевом составе не менее 6 месяцев и выполнять, в том числе уставы дисциплинарной и гарнизонной службы, принятые в Красной Армии. Строевой состав по своему служебному положению подразделялся на агентов охраны (непосредственно осуществляющих охрану имущества) и командный состав (младший, средний, старший и высший). Кроме этого, выделялся канцелярско-технический состав (делопроизводители, конторщики и проч.).

Организация и укрепление Охраны Путей Сообщения НКПС, выявление причин и условий, порождающих крупные хищения на транспорте, личное мужество агентов и командиров охраны, высокая боеспособность подразделений способствовали тому, что массовые нападения на железнодорожные объекты, грузовые и пассажирские поезда стали происходить все реже и реже.

В сентябре 1925 г. в Москве состоялся съезд начальников Охраны Путей Сообщения НКПС СССР. В повестку дня были включены насущные вопросы подбора кадров, обучения личного состава, материально-технического обеспечения, вооружения, мер борьбы с хищениями, охраны сооружений, борьбы с бандитизмом.

Стрелковая Охрана Путей Сообщения НКПС СССР (19281932)

На основании приказа НКПС СССР от 16 марта 1928 года № 218 «О проведении военизации охраны путей сообщения» Охрана Путей Сообщения была преобразована в Стрелковую Охрану Путей Сообщения — особые вооруженные отряды, построенные по принципу воинских подразделений, в которых срок службы составлял не менее двух лет. Лица, поступившие на службу в охрану, обязались соблюдать дисциплину и порядок согласно уставам РККА и инструкций НКПС. Рядовой и младший командный состав (не семейные) проживали, как правило, в казармах.

31 августа 1928 г. ЦИК и СНК СССР издал постановление о распространении на лиц военизированного состава стрелковой охраны льгот, предоставленным военнослужащим Красной Армии по налогам и сборам, в области сельского хозяйства, в отношении жилищ, а также образования.

Во второй половине 1929 г. в период советско-китайского вооружённого конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) Стрелковая охрана Уссурийской железной дороги успешно выполняла задачи, находясь на боевом положении, и принимая участие совместно с пограничниками в обороне занимаемых участков и объектов, сторожевом охранении и разведке (в том числе под артиллерийским обстрелом белокитайцев), а также в борьбе с бандитизмом.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1931 г. № 13/616 для работников охраны НКПС и их семей установлено государственное обеспечение.

1 декабря 1931 г. было решено принять предложение ОГПУ о немедленной передаче в ведение ОГПУ всех военизированных охран с тем, чтобы в течение 1932 года произвести окончательную ликвидацию этих охран с последующей заменой их в зависимости от оборонной значимости объектов вновь формируемых войсковыми частями ОГПУ и милицией.[2]

4 декабря 1931 г. СНК СССР возлагает на войска ОГПУ охрану и оборону железнодорожных объектов. В совместном приказе НКПС и ОГПУ от 13 декабря 1931 г. определялись конкретные меры по передаче стрелковой охраны НКПС в ОГПУ до 1 января 1932 г. Однако, вооруженная охрана НКПС, состоящая только из сторожей, не смогла выполнить задачи по борьбе с хищениями грузов. В связи с чем, в соответствии с постановлением СТО СССР от 27 июля 1932 г. стрелковая охрана была восстановлена в системе НКПС.

Военизированная охрана путей сообщения НКПС СССР (19321941)

В августе 1932 года осуществлено объединение Стрелковой Охраны Путей Сообщения и военизированной пожарной охраны НКПС под прямым руководством Центрального управления Военизированной охраны путей сообщения, вновь организованного в структуре НКПС СССР.

К задачам стрелковой охраны добавилось поддержание порядка на перронах железнодорожных станций, в зданиях вокзалов и у билетных касса|касс.

Охрана денежных и других ценностей в пути следования поездов, а также охрана товарных поездов в пути осуществлялась особыми бригадами частей охраны, которые назначались на весь путь следования в пределах одной дороги. При необходимости выполнения охраны в пределах двух или нескольких дорог бригады менялись на пунктах смены, которые устанавливались соглашением начальников охраны смежных дорог.

С 1 октября 1932 г. в обязанности органов охраны, помимо основных, входили задержание и санитарная обработка беспризорных детей, передвигающихся по железным дорогам, обеспечение их питанием и культурным досугом. Для поиска детей применялись особые дозоры и оперативные группы, которые, в том числе, высылались на неохраняемые железнодорожные станции. В штат Военизированной охраны путей сообщения НКПС входили педагоги-воспитатели, осуществляющие свою деятельность в вагонах или комнатах-приемниках. Тысячи жизней мальчишек и девчонок спасли бойцы охраны НКПС в эти тяжелые годы.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1931 г. № 13/616 для работников охраны НКПС и их семей установлено государственное обеспечение.

Приказом НКПС от 15 февраля 1933 г. № 91/Ц утверждено Положение о прохождении службы личным составом стрелковой охраны путей сообщения, которое действовало до 1949 года.

В соответствии с приказом НКПС от 5 ноября 1932 г. № 865/Ц на отдельных станциях и предприятиях железнодорожного транспорта в целях оказания общественной помощи начали создаваться добровольные бригады содействия военизированной (стрелковой и пожарной) охране путей сообщения, численностью от 5 до 30 членов, работающие под руководством лиц начальствующего состава охраны.

В 1932 г. в Среднюю Азию была направлена рота из курсантов ШУКС, которые в борьбе с басмачами проявили мужество и героизм, многие из них были удостоены государственных наград.

Приказом НКПС от 15 февраля 1933 г. № 91/Ц утверждено Положение о прохождении службы личным составом стрелковой охраны путей сообщения.

В 1934 г., после оккупации Маньчжурии Японией, на советской границе усилились провокационные действия. Советское правительство предприняло необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Из личного состава стрелковой охраны была сформирована Особая дальневосточная стрелковая бригада. Штаб бригады дислоцировался на станции Чита Забайкальской железной дороги. В 1937 году бригада, выполнившая задание, расформирована.

С 1 мая 1937 г. охрана номенклатурных грузов, отправляемых заводами оборонной промышленности, стала осуществляться стрелковой охраной железных дорог путем назначения сменных нарядов для сопровождения этих грузов от станции погрузки до станции назначения. Для указанных целей был набран дополнительный штат охраны в количестве 2000 человек. Пункты смены нарядов стрелков внутри дороги устанавливались начальниками охраны дорог, а между дорогами — Центральным отделом охраны НКПС.

Во второй половине 1937 г. на охрану НКПС была возложена обязанность по охране почты на крупных железнодорожных узлах, топливных складов и пунктов стоянок составов с топливом.

29 октября 1937 г. НКПС утвердил Положение о военизированной охране путей сообщения. Основной организационной единицей являлся отряд, который подразделялся на стрелковые взводы, отделения, пожарные команды и команды пожарных поездов

Военизированная охрана НКПС СССР (19411946)

С началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена одному — бесперебойной доставке грузов для нужд армии. 14 декабря 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление № ГКО-1024сс «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог»[3], в соответствии с которым:

  • Охрану станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами возложили на Войска НКВД СССР по охране железных дорог.
  • Стрелковую охрану НКПС в количестве 33320 человек упразднили, а личный состав охраны призывных возрастов, вооружение, автотранспорт и войсковое имущество передали войскам НКВД СССР.
  • В НКПС организовали вооруженную вахтёрскую охрану со штатной численностью 12000 единиц с возложением на нее функций охраны грузовых дворов, пакгаузов, складов, топлива, материально-технических складов, служебных помещений, кассиров плательщиков.
  • Военизированная пожарная охрана была переименована в Военизировано-пожарную охрану НКПС.

Вооруженная вахтерская охрана и военизировано-пожарная охрана НКПС подчинялись Центральному отделу военизированной охраны НКПС[4]

Многие работники были мобилизованы в действующую армию или ушли на фронт добровольцами. На боевые посты заступили тысячи женщин. Караулы охраны были вооружены винтовками и револьверами системы Наган. Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта.

Военизированная охрана Министерства путей сообщения СССР (19462001)

С сентября 1946 г. охрана грузов в пути следования, в парках станций и на крупных грузовых дворах, а также важнейших объектов железнодорожного транспорта согласно особого перечня стала осуществляться военизированной охраной Министерства путей сообщения СССР (МПС СССР), так как Совет Министров СССР передал МПС функции охраны грузов на железных дорогах от внутренних войск МВД СССР.

Для борьбы с хищениями на железнодорожном транспорте Министр путей сообщения поручил создать на железных дорогах подвижные оперативные группы из командного состава и бойцов военизированной охраны в целях систематического патрулирования на установленных участках, железнодорожных станциях и перегонах.

В августе 1948 г. Совет Министров СССР в своем постановлении указал МПС СССР на значительные убытки от несохранных перевозок (1 млрд. 380 млн руб.) и возложил на него обязанность по сопровождению и охране в пути следования ценных грузов 27 наименований, согласно утвержденному Перечню грузов, которые должны сопровождаться военизированной охраной МПС, для чего разрешил увеличить численность военизированной охраны на 10 тыс. человек (при минимальной потребности в 19075 чел.) В результате проведенных мероприятий в 1949 году общий убыток от несохранных перевозок снизился до 500 млн рублей.

25 июня 1949 г. Совет Министров СССР постановлением № 2710 утвердил Положение о военизированной охране МПС СССР. Для личного состава введены звания и форма одежды.

Структурно ведомственная охрана на железной дороге состояла из отдела, который подчинялся начальнику дороги. Отдел состоял из отрядов, которые дробились на дивизионы, стрелковые взводы, пожарные команды, пожарные поезда и команды служебного собаководства. Штатная численность военизированной охраны была установлена Советом Министров СССР в 64 тыс. 102 человека, однако на практике была меньше потребной для выполнения всех задач, что создавало сложности командирам при организации охраны объектов и грузов.

В 1951 году объекты, охраняемые войсками МВД СССР, а также функции по их охране, были переданы МПС СССР, соответственно, военизированная охрана МПС СССР стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования; особо важных искусственных технических сооружений и специальных помещений; охрану денежной наличности, перевозимой кассирами-плательщиками; соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций; борьбу с самовольным проездом в грузовых поездах; обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.

В 1952 году МПС СССР, выполняя постановление Совета Министров СССР, в связи с созданием вневедомственной охраны МВД СССР, сократило численность работников охраны, что привело в итоге к ухудшению показателей сохранности грузов.

В 1956 году на промежуточных станциях стали создаваться пикеты для осмотра вагонов во время коротких стоянок, что способствовало снижению роста хищений.

2 апреля 1957 г. Начальником Управления ВО МПС утверждено Положение о товарищеских судах чести начальствующего состава военизированной охраны МПС, которое применялось при рассмотрении проступков, несовместимых с понятием коммунистической морали и нравственности.

С апреля 1972 г. на основании совместного приказа МПС и МВД СССР началось массовое создание совместных специализированных групп работников военизированной охраны и транспортной милиции (ССГ), которые показали высокую эффективность в борьбе с хищениями и правонарушениями на железнодорожном транспорте. В 1975 году насчитывалось 418 ССГ, которым было придано 374 служебных собаки.

29 января 1980 г. утверждено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от № 78 «О мерах по обеспечению сохранности народнохозяйственных грузов и усилению борьбы с хищениями на железнодорожном и водном транспорте».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1981 г. «Об административной ответственности за нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте» введены штрафы, которые имели право налагать, в том числе должностные лица военизированной охраны.

Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1984 г. № 603 утверждено Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения, которым было отменено Положение, утвержденное в 1949 году. В состав военизированной охраны входили: управление военизированной охраны Министерства; отделы военизированной охраны железных дорог; отделы военизированной пожарной охраны метрополитенов; отряды военизированной охраны отделений железных дорог; стрелковые, стрелково-пожарные, пожарные и другие подразделения, учебное заведение (ШУКС), специализированное предприятие по поставкам продукции, дом отдыха. Личный состав военизированной охраны вооружался стрелковым оружием, принятым в Вооруженных Силах СССР.

В 1985 году в 45 караульных помещениях стрелковых подразделений установлены телетайпные аппараты, посредством которых через вычислительные центры сортировочных железнодорожных станций стала поступать информация о вагонах с номенклатурными грузами, подлежащими охране в пути следования.

Выполняя постановление Совета Министров СССР от 9 августа 1987 г. МПС СССР осуществляло в 19871988 годах дополнительные мероприятия по упорядочению охраны объектов и оборудованию их техническими средствами охраны, автоматическими установками пожаротушения, системами охранной и пожарной сигнализации. Совет Министров СССР разрешил, в виде исключения, не производить сокращение военизированной охраны МПС СССР.

В связи с неудовлетворительным положением с обеспечением сохранности грузов на железнодорожном транспорте Советом Министров СССР 20 июля 1990 г. утверждено постановление № 716 «Об укреплении военизированной охраны Министерства путей сообщения СССР», которым, в том числе были внесены изменения в Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1984 г. № 603.

10 октября 1990 г. постановлением Совмина СССР № 1003 утвержден Перечень грузов, которые должны охраняться военизированной охраной МПС СССР, взамен перечня, действовавшего с 1948 г.

Российская Федерация

Военизированная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации (19912001)

Shevron VO MPS RF

В 19921995 г.г. на Забайкальской железной дороге сводные группы стрелковых подразделений военизированной охраны МПС России осуществляли борьбу с массовыми хищениями грузов, грабежами, разбойными нападениями совершаемыми, в том числе, с применением огнестрельного оружия, на перегонах и в парках железнодорожных станций (Забайкальск,Борзя, Карымская и др.) местным населением и лицами, специально приезжавшими в этот регион из других частей страны.

30 декабря 1993 г. Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 1360 «О повышении уровня социальной защищенности работников военизированной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации», в соответствии с которым осуществлялись выплаты работникам и предоставлялись определенные льготы. Подобного акта так и не было принято в отношении других военизированных (ведомственных) охран. Действовало до 27 июня 2009 г.

С декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. более 800 работников стрелковых и пожарных подразделений военизированной охраны МПС России выполняли служебные обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (с августа 1999 г.).

Объекты, защищаемые военизированной охраной, подвергались обстрелам более 300 раз. За период несения службы сводные команды понесли потери личного состава погибшими, раненными и травмированными. За проявленные мужество и героизм десятки стрелков и командиров были награждены государственными наградами.

В 1995 году неблагополучная обстановка фиксировалась в регионах Северного Кавказа, Забайкалья и на железных дорогах: Кемеровской, Калининградской, Московской, Свердловской, Приволжской и Октябрьской, где хищения грузов составляли от 65 % до 95 % от общих потерь от несохранных перевозок грузов. С учетом изложенного, 9 августа 1996 г. был утвержден План мероприятий МПС России и МВД России по усилению борьбы с хищениями, обеспечению сохранности грузов на железнодорожном транспорте на 19961997 годы.

3 августа 1996 г управление военизированной охраны (орган управления силами и средствами пожарных подразделений) в г. Москве включено в Перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 924.

14 апреля 1999 г. был принят Федеральный закон № 77-ФЗ «О ведомственной охране», направленный на ликвидацию системы военизированной охраны, как не соответствующей новым экономическим условиям.

Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации (20012005)

24 января 2001 г. Правительство Российской Федерации постановлением № 49 утвердило Положение о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, в соответствии с которым на базе военизированной охраны МПС России была создана ведомственная охрана МПС России. В статье 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[5] была закреплена правовая обязанность ведомственной охраны по охране наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования. В связи с чем, в настоящее время беспрепятственно заключаются договоры на охрану указанных объектов и, соответственно, обеспечиваются гарантированной работой тысячи работников стрелковых подразделений. В то же время большинство ведомственных охран в России не имеют такой законодательной опоры их деятельности.

В апреле 2003 г., в соответствии с распоряжением МПС России от 30 января 2003 г. № 109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации», в структуре МПС России создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России), а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны — 17 филиалов указанного предприятия.

18 июня 2003 г. утвержден приказ МПС России № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны». [6]

Ведомственная охрана Федерального агентства железнодорожного транспорта2005 г. — по настоящее время)

С 18 апреля 2005 г., в связи с ликвидацией МПС России и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 432р, ФГП ВО МПС России передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора)

20 мая 2005 г. приказом Росжелдора № 19 ФГП ВО МПС России переименовано в федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»(ФГП ВО ЖДТ России).

29 декабря 2006 г. Указом Президента Российской Федерации № 1301 ФГП ВО ЖДТ России включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009. Тем самым подтверждена особая роль предприятия, выполняющего важные государственные задачи.

27 июня 2009 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта

27 июня 2009 г. в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации от № 891-р, на основании которого ФГП ВО ЖДТ России охраняет наиболее важные объекты железнодорожного транспорта (мосты, тоннели, виадуки, парки железнодорожных станций и др.).

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в соответствии с которым к подразделениям транспортной безопасности отнесены, в том числе, подразделения ведомственной охраны Росжелдора, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

На основании ст. 23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации распоряжением от 23 июля 2015 г. № 1424-р утвердило перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора. К специальным грузам отнесены взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензин, дизтопливо, метанол, пропан, бутан, гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему, холодное оружие, грузы, следующие в адреса посольств и постоянных представительств иностранных государств и отправляемые ими, грузы гуманитарной помощи, отдельные воинские грузы, а также изделия, содержащие носители сведений, отнесенных к государственной тайне.

Республика Беларусь

Военизированная охрана Белорусской железной дороги

Основные задачи и функции Военизированной охраны Белорусской железной дороги: Согласно Закону от 08.11.2006 «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» государственное объединение «Белорусская железная дорога» (далее — Белорусская железная дорога) осуществляет охрану грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе на договорной основе, силами Военизированной охраны.

В соответствии с данным Законом издан Указ Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности», предоставляющий Белорусской железной дороге право на создание Военизированной охраны.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2008 № 34 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534» установлено, что обязательной охране Военизированной охраной подлежат:

  • перевозимые железнодорожным транспортом общего пользования грузы, подлежащие обязательному сопровождению в соответствии с законодательными актами;
  • объекты жизнеобеспечения и повышенной опасности Белорусской железной дороги и организаций, входящих в ее состав (перечень данных объектов определен приказом начальника Белорусской железной дороги от 25.03.2014 № 130Н).

Военизированной охраной также выполняются функции по пресечению в пределах своей компетенции актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, охране оставленных на промежуточных станциях составов с опасными грузами, моторвагонного подвижного состава в местах отстоя, противодействию незаконной перевозке товаров железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, обеспечению сохранности имущества на строящихся и модернизируемых объектах железнодорожной инфраструктуры, профилактике непроизводственного травматизма, обеспечению защиты подвижного состава от актов вандализма, участию в охране общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования во взаимодействии с органами внутренних дел, реализации иных поручений руководства Белорусской железной дороги по обеспечению сохранности перевозимых грузов и государственного имущества.

Военизированная охрана Белорусской железной дороги является обособленным структурным подразделением (филиалом) Белорусской железной дороги, имеет самостоятельный баланс, счет в банке, печать со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

Свою деятельность Военизированная охрана осуществляет от имени Белорусской железной дороги в пределах полномочий, предоставленных ей в соответствии с законодательством.

Структура, штатное расписание Военизированной охраны, дислокация, участки обслуживания и количество постов ее подразделений утверждаются Начальником Белорусской железной дороги (приказ начальника Белорусской железной дороги от 25.03.2014 № 131Н).

Структурно Военизированная охрана Белорусской железной дороги состоит из аппарата Военизированной охраны, как руководящего органа, и трех отрядов (Минский, Брестский и Гомельский). В состав отрядов входят 34 стрелковые команды.

Предельная штатная численность Военизированной охраны, установленная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2008 № 34, составляет 3500 единиц.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 Правительством Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по обязательному сопровождению охраняемых грузов, перемещаемых по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом, путем установления данных тарифов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2006 № 829).

Тарифы на услуги по сопровождению иных грузов, перемещаемых по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом, а также по охране объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования силами Военизированной охраны, устанавливаются Белорусской железной дорогой самостоятельно.[7]

Республика Казахстан

Дочернее государственное предприятие «Специальная военизированная служба охраны» Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Қазақстан темір жолы» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (1998—2001)

Создано в соответствии с приказом Республиканского государственного предприятия «Қазақстан темір жолы» от 7 апреля 1998 года № 235-Ц "О создании дочернего государственного предприятия «Специальная военизированная служба охраны», на основании разрешения Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1998 года № 1548.

"Открытое акционерное общество «Военизированная железнодорожная охрана» (2001)

"Открытое акционерное общество «Военизированная железнодорожная охрана», реорганизовано в ОАО «Военизированная железнодорожная охрана» в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2001 года № 1227 "О реорганизации дочерних государственных предприятий Республиканского государственного предприятия «Қазақстан темір жолы» «Специальная военизированная служба охраны» и «Желдоримущество», приказом Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан от 15 октября 2001 года № 257 "О реорганизации дочерних государственных предприятий Республиканского государственного предприятия «Қазақстан темір жолы».[8]

Акционерное общество «Военизированная железнодорожная охрана» (2001 — н.в.)

ОАО «Военизированная железнодорожная охрана» переименовано в акционерное общество.

Единственный акционер Общества — АО "Национальная Компания «Қазақстан темір жолы».

Международное сотрудничество организаций, осуществляющих охрану

8 апреля 2015 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между ФГП ВО ЖДТ России, ОАО «Военизированная железнодорожная охрана» Республики Казахстан и «Белорусской железной дорогой» [9]

Руководители

Советский период

Руководитель Время работы
Леппе И. И. 19221932
Бродский И. М. 19321936
Долин С. Г. 19371939
Бодров И. М. 19391941
Наумович В. Н. 19421944
Богданов В. Я. 19451946
Прищепо Т. И. 19461947
Зильберман К. С. 19471948
Кузнецов П. М. 19481951
Аверин М. А. 19511952
Ефимов Д. А. 19521953
Рыжов А. С. 19531969
Васютин Ф. П. 19691972
Григоренко Н. И. 19721975
Касьянов А. А. 19751986
Белан М. С. 19861992

Россия

Руководитель Время работы
Тройнин Б. В. 19922000
Чеботарев Е. П. 20002002
Букреев В. А. 20022004
Бородин Б. А. 20042006
Ветров В. Н. 20062013
Харитонов А. Ю. 20132016
Медведев С. В. 2016н.в.

Белоруссия

Белостоцкий А. Л.

Казахстан

Учебные заведения

Школа Усовершенствования Командно-технического состава (ШУКТС)

Школа Усовершенствования Командно-технического состава (ШУКТС) была организована в Ленинграде для подготовки командного состава пожарных подразделений.

Школа Усовершенствования Командного состава (ШУКС)

21 марта 1926 г. в Москве на основании приказа НКПС СССР от 25 февраля 1926 г. состоялось открытие Школы Усовершенствования Командного состава (ШУКС) Охраны Путей Сообщения, которая 80 лет была основным учебным заведением, осуществляющим обучение квалифицированных специалистов и руководителей для подразделений охраны, а также их переподготовку. Первый выпуск (214 человек) состоялся 25 февраля 1927 г. С 1926 по 1937 г. школа носила имя Я. Э. Рудзутака, занимавшего пост наркома путей сообщения СССР с 1924 по 1930 г. Он присутствовал при её открытии.

Нагрудный знак выпускника Школы Усовершенствования Командного состава (ШУКС) Охраны Путей Сообщения имени Я. Э. Рудзутака, 1931 год, 5 выпуск. Фамилия затерта, так как Я. Э. Рудзутак был репрессирован.

Лица, обучавшиеся в ШУКС, назывались курсантами.

С октября 1937 г. школа дислоцировалась в п. Мамонтовка Московской обл., ул. Октябрьская, д. 23.

С 20 июля 1942 г. на ст. Мамонтовка в бывших лагерных (летних) помещениях ШУКС в соответствии с приказом НКПС от 19 июня 1942 г. № 16-152 в целях быстрейшего пополнения командных кадров военизированной охраны НКПС был расквартирован филиал школы с пропускной способностью 200 курсантов. Начальник школы по совместительству занимал должность Отдельного отряда охраны НКПС.

Приказом МПС СССР от 14 октября 1949 года № 1031/ЦЗ, начиная с 1950 года, Школа Усовершенствования Командного Состава Военизированной охраны МПС СССР (ШУКС ВО МПС СССР) была переведена на двухгодичный срок обучения. Установленная численность курсантов — 340 человек.

1 июля 1979 г. В соответствии с решением Минвуза СССР в ШУКС ВО МПС СССР была открыта подготовка специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта по специальности № 0654 «Противопожарная техника и безопасность» (среднее специальное образование, дневное отделение). Первый выпуск состоялся 30 июня 1982 г.

В составе школы действовала Учебная стрелково-пожарная команда (УСПК). Курсанты школы выезжали на пожарных автомобилях, участвуя в тушении пожаров на территории Пушкинского района Московской области.

В связи с созданием ведомственной охраны МПС России ШУКС ВО МПС России была переименована в Школу Усовершенствования Руководящего Состава ведомственной охраны МПС России (ШУРС ВО МПС России).

По своему статусу школа приравнивалась к пожарному училищу, что давало возможность выпускникам обучаться в Московском институте пожарной безопасности МВД России, Академии государственной противопожарной службы МВД России по сокращённой программе обучения.

В настоящее время ШУРС ВО МПС России расформирована. На её территории располагается подразделение Московского государственного университета путей сообщения.

Галерея

Знаки отличия

  • 7 июля 1962 г. для личного состава военизированной охраны МПС СССР утвержден значок «Отличник военизированной охраны МПС».
  • Приказом МПС России от 09.12.2003 № 75 утвержден нагрудный знак «Отличник ведомственной охраны МПС России»[10]

Факты

  • Приказ НКПС от 29 апреля 1925 года № 7002 «Об установлении однообразной формы обмундирования вооруженным агентам, стрелкам особых вооруженных отрядов и комсоставу Охраны Путей Сообщения» с иллюстрациями на сайте vedomstva-uniforma.ru
  • Дмитрий Медведев во время учебы в университете находился в студенческом отряде, который занимался охраной и сопровождением грузов на железной дороге.[11]
  • Ведомственная охрана Росжелдора является самой многочисленной организацией среди других ведомственных охран России (более 65 тыс. чел.) и ВО ЖДТ стран постсоветского пространства.

См. также

Примечания

  1. «Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г.» Управление делами Совнаркома СССР М. 1944, стр. 1100—1102.
  2. Протокол ПБ № 78 от 1 декабря 1931 г. п.14А: Об охране промпредприятий/ РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 863. Л. 3.
  3. Постановление № ГКО-1024сс/ РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д. 16, лл.92-93.
  4. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 39. Л. 45-47 Документ 1891. «О структуре центрального аппарата Наркомата путей сообщения»
  5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
  6. приказ МПС России от 18.06.2003 № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны»
  7. Информация с официального сайта Белорусской железной дороги
  8. Информация с портала АО "Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»
  9. Информация Координационного Совета по Транссибирским перевозкам
  10. Приказ МПС России от 09.12.2003 № 75 "О нагрудном знаке «Отличник ведомственной охраны МПС России»
  11. Елена Кривякина. Медведев рассказал, как охранял железную дорогу// «Комсомольская правда» от 13.08.2009

Источники

Литература

  • Охрана стальных магистралей/ Г. С. Дерябин; МПС СССР. — Москва: Транспорт, 1981. — 255 с.
  • «90 лет на страже стальных магистралей». — М.: Издание ФГП ВО ЖДТ России, 2011. Под общей редакцией В. Н. Ветрова.

Сайты

  • Страница [краткая информация о предприятии] на официальном сайте ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Официальный сайт филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской железной дороге
  • Официальный сайт филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге
  • Официальный сайт Белорусской железной дороги
  • Официальный сайт АО «Военизированная железнодорожная охрана» Республики Казахстан
  • Страница военизированной охраны железных дорог Украины на официальном сайте
  • Статья "Служба охраны стальных магистралей: годы становления и мужания" на сайте транспортной газеты «Евразия Вести»

Украинская государственная академия железнодорожного транспорта логотип, история железнодорожного транспорта учебное пособие.

Берг, Хельма ван ден, Посланники, Сиачен, Эван Бейтс, Шелберн Ред Уингз.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52