Варвара Комнина

Варвара Комнина — фигурирующая в русских источниках и исторических трудах (например, у Вернадского[1]) дочь византийского императора Алексея I Комнина, жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича1103 или 1108 гг.).

В настоящий момент большинство учёных считают её вымышленным персонажем — среди дочерей императора Варвары нет[2], кроме того, это имя вообще не встречается в династии Комнинов. Вдобавок, о подобном браке в византийских источниках не упоминается — а главнейшим текстом об этой эпохе являются труды Анны Комниной, «сестры» Варвары, которая не упоминает о ней ни в числе детей своего отца, ни как о родственнице, выданной за русского князя.

Княгиня Варвара и мощи св. Варвары Илиопольской

Новгородская икона св. Варвары Илиопольской

Варвара появляется в русской истории главным образом в связи с перенесением мощей своей святой покровительницы великомученицы Варвары из Константинополя в Киев, «данных ей в приданое отцом». Эти мощи, согласно традиции, были положены ею в Михайловском Златоверхом монастыре (построен в 1108 году, после его сноса — во Владимирском соборе). Об этом перенесении, а также последовавшими за этим злоключениями мощей в века монгольского ига известно из повести, написанной в 1670 году Феодосием Сафоновичем, игуменом этого монастыря.

Как указывают историки: «гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей святой Варвары. Посетивший Киев в 1656 году антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком царевны Анны с князем Владимиром, Крестителем Руси[3]. Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей святой Варвары в Киев состоялось уже после татарского нашествия и в период ослабления Византии»[4].

Исследователи указывают, что скорее всего история о княгине Варваре появилась в агиографической литературе (например, в «Житиях Святых» Димитрия Ростовского, а также в «Историческом и топографическом описание Киевской губернии» от 20 января 1787 года) именно с легкой руки Феодосия Сафоновича.[5]

Жены Святополка

В настоящий момент считается, что Святополк имел следующих жён:

  1. Имя неизвестно, возможно дочь чешского князя Спытигнева II. Имела детей, которые в старых родословиях, согласно православной версии, считаются детьми Варвары Комниной:
    1. Ярослав (Иоанн) (ок. 1072 — май 1123), князь Владимиро-Волынский 1097, 11001118, Вышгородский 11001118, Туровский 11001118
    2. Анна (умерла после 1136); муж: Святослав (Святоша) Давыдович (ок.10801142), князь Луцкий
    3. Сбыслава (ум. 1111); муж: с 1103 Болеслав III Кривоустый (10851138), король Польши
    4. Предслава; муж: с 1104 Альмош Венгерский (1068—1129), король Хорватии
  2. с 1094 годаЕлена, дочь половецкого хана Тугоркана.
    1. Брячислав (11041123), князь Туровский 1118? — 1123
    2. Изяслав (ум. 1127), князь Клецкий, князь Туровский 1123
    3. Мария (ум. после 1145); муж: с ок. 1118 Петр Власт (ум. 1153). В варианте, где Варвара Комнина — третья жена, эта дочь приписывается ей.
  3. неизвестная наложница, родившая князю старшего из его сыновей:
    1. Мстислав (ум. 1099), князь Брестский 10931097, Новгород-Северский 10951097, Владимиро-Волынский 10971099

Существуют различные гипотезы: исследователь Л. Махновец, например, считает Варвару Комнину третьей женой Святополка[6]. Также предполагают, что Варвара существовала, но не принадлежала к императорскому роду, а просто была византийкой. Есть также вероятность, что Варвара была дочерью не императора Алексея Комнина, а какого-нибудь из одноименных представителей этой династии (см. Alexius Comnenus). Существуют и отождествления Варвары со Еленой Тугоркановной, пережившей своего мужа и родившей Изяслава и Бречислава[7]. Синодик Михайловского Златоверхого собора вообще указывает, что захоронение Варвары находилось в их монастыре, но похоронена она (или какая-то другая жена Святополка) как Ирина[8], что окончательно запутывает следы. Указана дата смерти этой Ирины — 28 февраля 1125, 12 лет после мужа.

Предположение, что первой женой Святополка была чешская княжна, было выдвинуто научным сотрудником Института всеобщей истории РАН А. В. Назаренко[9]: польский придворный историк зафиксировал, что для брака князя Болеслава III Кривоуста с дочерью Святополка от первого брака Сбыславой необходимо было получить согласие папы римского, так как брачующиеся были близкими родственниками. Это и понятно, если верна версия, что Святополк был сыном Гертруды Польской. Однако Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды, в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus, то есть своим единственным сыном. Существуют и другие основания полагать, что Святополк был незаконорожденным, т.е. не имел с польским родом кровного родства. В этом случае звено, делающим Сбыславу и Болеслава близкими родственниками, должно идти по женской линии: родственницей Болеславу должна быть мать Сбыславы — первая жена Святополка. Эта посылка позволяет Назаренко прийти к выводу относительно происхождения и личности этой женщины. С его точки зрения, это была дочь чешского князя Спытигнева II (ум. 1061) и Иды, сестры маркграфа Саксонской восточной марки (на падчерице этого маркграфа — Кунигунде был женат Ярополк, брат Святополка).

Примечания

  1. Г.В. Вернадский. Киевская Русь: Русь и внешний мир в киевский период
  2. Сементовский Н. Галерея киевских достопримечательных видов и древностей. — 1857. — Тетрадь 4. — С.28
  3. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96-98
  4. Святая Варвара // Открытая православная энциклопедия
  5. Ірина Володимирівна Жиленко. ЖИТІЄ ТА ЧУДЕСА СВЯТОЇ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦІ ВАРВАРИ
  6. Літопис Руський. За Іпатським списком переклав Леонід Махновець. — К., 1989. — С. 171. — Прим. 4.
  7. Невісто Христова прекрасна!)
  8. ЛІТОПИС РУСЬКИЙ за Іпатським списком)
  9. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. C. 576

Варвара Комнина.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52