«Бурдж-Халифа» | |
|
|
Местонахождение | ОАЭ, Дубай |
Строительство | 21 сентября 2004 — 4 января 2010 |
Высота | |
---|---|
Антенна / Шпиль | 829,8 м |
Крыша | ~643,3 м |
Масса | 500 000 тонн (пустого) |
Верхний этаж | ~624 м |
Технические параметры | |
Количество этажей | 163 |
Площадь внутри здания | 344 000 м² |
Архитектор | Skidmore, Owings and Merrill |
На карте | |
|
|
|
|
|
|
Информация и фото на Emporis | |
|
|
Страница на SkyscraperPage
|
|
|
|
«Бурдж-Халифа» на Викискладе |
«Бурдж-Хали́фа» («араб. برج خليفة» — «Башня Халифа», до 2010 г. называлась «Бурдж Дубай» — «Дубайская башня») — небоскрёб высотой 828 м в Дубае, самое высокое сооружение в мире. Форма здания напоминает сталагмит.
Торжественная церемония открытия состоялась 4 января 2010 года в крупнейшем городе Объединённых Арабских Эмиратов — Дубае[1]. Здание планировали открыть 9 сентября 2009 года одновременно с открытием Дубайского метрополитена, но открытие перенесли на январь 2010 года по причинам финансирования стороны застройщика.
С 21 июля 2007 года — самое высокое строение в мире. С 19 мая 2008 года — самое высокое когда-либо существовавшее сооружение в мире (до этого рекорд принадлежал упавшей в 1991 году Варшавской радиомачте). Точная высота сооружения составляет 828 м[2] (при количестве этажей 163).
Правитель эмирата Дубай, нынешний вице-президент и премьер-министр ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум, открывая 828-метровый небоскрёб, известный во всем мире под названием «Бурдж Дубай» («Дубайская башня»), переименовал его, посвятив здание президенту ОАЭ шейху Халифе ибн Заиду ан-Нахайяну. «Отныне и навсегда эта башня будет носить имя „Халифа“ — „Бурдж Халифа“», — сказал он[3].
«Дубайская башня» проектировалась как «город в городе» — с собственными газонами, бульварами и парками. Общая стоимость сооружения — около 1,5 млрд долл[4]. Проект небоскрёба был разработан американским архитектурным бюро Skidmore, Owings and Merrill, которое также проектировало Уиллис-тауэр в Чикаго, Всемирный торговый центр 1 в Нью-Йорке и многие другие известные здания. Автор проекта — американский архитектор Эдриан Смит, уже имеющий опыт проектирования подобных сооружений (в частности, он участвовал в проектировании небоскрёба Цзинь Мао в Китае высотой 420 м). В качестве генерального подрядчика застройки было выбрано строительное подразделение южнокорейской компании Samsung, которая ранее участвовала в строительстве башен-близнецов Петронас в Куала-Лумпуре.
Бурдж-Халифа изначально планировался как самое высокое здание в мире. Когда небоскрёб ещё строился, его проектная высота держалась в тайне. Это было сделано на тот случай, если где-то будет запроектирован небоскрёб большей высоты — тогда в проект дубайской башни могли бы внести корректировки[5].
Бурдж-Халифа — ключевой элемент нового делового центра в Дубае. Внутри комплекса размещены отель, квартиры, офисы и торговые центры. Здание имеет 3 отдельных входа: вход в отель, вход в апартаменты и вход в офисные помещения[2]. Отель Armani и офисы фирмы занимают этажи с 1 по 39 (за исключением 17 и 18 этажей, это технические этажи). Дизайн отеля разработал Джорджо Армани. 900 квартир занимают этажи с 44 по 72 и с 77 по 108. Сотый этаж полностью принадлежит индийскому миллиардеру Б. Р. Шетти, на сотом этаже расположены 3 квартиры, каждая площадью примерно 500 м²[2]. Офисные помещения занимают этажи с 111 по 121, с 125 по 135 и с 139 по 154. На 43 и 76 этажах расположены тренажёрные залы, бассейны, смотровые площадки с джакузи[2]. Самая высокая смотровая площадка находится на 124 этаже на высоте 472 метров[6]. На 122 этаже находится ресторан Атмосфера («At.mosphere») на 80 мест — ресторан, расположенный на самой большой высоте в мире. Искусственная башня над основным зданием несет, помимо декоративной функции, ещё и коммуникационную, поскольку оборудована необходимой телекоммуникационной техникой.
Воздух внутри здания не только охлаждается, но и ароматизируется благодаря специальным мембранам. Этот аромат был создан специально для Бурдж-Халифа. Ароматный и свежий воздух подается через специальные решетки в полу[2].
Стёкла не пропускают пыль и отражают солнечные лучи, позволяя поддерживать оптимальную температуру в здании. Площадь поверхности здания примерно равна площади 17 футбольных полей. Стёкла Бурдж-Халифа ежедневно моют, но на мойку всей поверхности требуется около трёх месяцев[2].
Специально для «Бурдж-Халифа» была разработана особая марка бетона, который выдерживает температуру до +50 °C. Бетонную смесь укладывали только ночью, а в раствор добавляли лёд[7].
В здании установлено 57 лифтов[2]. При этом только служебный лифт поднимается с первого этажа на последний. Жильцам и посетителям небоскрёба придётся перемещаться между этажами с пересадками. Лифты, установленные в небоскрёбе, развивают скорость до 10 м/с.
У подножья небоскрёба в искусственном озере площадью 12 га находится музыкальный фонтан Дубай. Фонтан освещают 6600 источников света и 50 цветных прожекторов. Длина фонтана составляет 275 м, а высота струй достигает 150 метров[8]. Фонтан имеет музыкальное сопровождение из современных арабских и мировых музыкальных произведений.
Строительство небоскрёба началось в 2004 году и шло со скоростью 1—2 этажа в неделю. Ежедневно на строительстве было задействовано до 12 000 рабочих[5]. На его создание ушло около 320 тыс. м³ бетона и более 60 тыс. тонн стальной арматуры. Бетонные работы были завершены после возведения 160 этажа, далее шла сборка 180-метрового шпиля из металлических конструкций.
Форма здания асимметрична, чтобы уменьшить эффект раскачивания от ветра[2]. Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, уменьшающими нагрев помещений внутри (в Дубае бывают температуры свыше 50 °C), что уменьшает необходимость в кондиционировании.
В отличие от нью-йоркских небоскрёбов фундамент Бурдж-Халифа не закреплён в скальном грунте. В фундаменте здания применялись висячие сваи длиной 45 м и диаметром 1,5 м. Всего таких свай около 200[2].
Существуют многочисленные упоминания в разных источниках о том, что в здании находятся самые быстрые в мире лифты, передвигающиеся со скоростью 18 м/с, однако на официальном сайте здания, а также на сайте производителя лифтов указано, что скорость лифтов достигает только 10 м/с. На самом деле самые быстрые лифты расположены в небоскрёбе Тайбэй 101, их скорость — 16,83 м/с.
Поэтажный план | |
---|---|
Этаж | Назначение |
160—163 | Технические |
156—159 | Связь и радиовещание |
155 | Технический |
139—154 | Офисы |
136—138 | Технические |
125—135 | Офисы |
124 | Обсерватория «На верхушке» |
123 | Смотровая площадка |
122 | Ресторан At.mosphere |
111—121 | Офисы |
109—110 | Технические |
77—108 | Квартиры |
76 | Смотровая площадка |
73—75 | Технические |
44—72 | Квартиры |
43 | Смотровая площадка |
40—42 | Технические |
38—39 | Апартаменты гостиницы Armani |
19—37 | Номера гостиницы Armani |
17—18 | Технические |
9—16 | Номера гостиницы Armani |
1—8 | Гостиница Armani |
Нулевые этажи | Гостиница Armani |
Вестибюль | Гостиница Armani |
B1—B2 | Стоянка, технический |
4 января 2010 года, на официальном открытии грандиозного здания Бурдж-Халифа, сообщили, что окончательная высота здания равна 828 метрам, а не 818, как считалось раньше.
С начала строительства вокруг окончательной высоты небоскрёба существовало множество слухов. Первоначально предполагалось, что проект башни высотой 705 м будет видоизменённым проектом австралийской «Grollo Tower» (560 м). Менеджеры проекта говорили о том, что высота будет гарантированно больше 700 м, то есть Бурдж-Халифа после завершения строительства в любом случае станет самым высоким сооружением на Земле. Некоторые источники говорили о 170 этажах в здании. В сентябре 2006 года сообщалось о конечной высоте в 916 м, а затем и в 940 м. Окончательная высота составила 828 метров при 163 этажах (не включая технические этажи-уровни — 46 в шпиле и 2 в фундаменте).
Бурдж-Халифа был построен в основном рабочими из Южной Азии.[19][20] 17 июня 2008 года насчитывалось 7500 квалифицированных рабочих, занятых на строительной площадке.[21] В 2006 году газета Guardian сообщала, что квалифицированные плотники на стройке получали £ 4,34 в день, а рабочие — £ 2,84 в день.[19] По данным расследования Би-Би-Си и Human Rights Watch, рабочие были размещены в ужасных условиях, их зарплата часто задерживалась, их паспорта были конфискованы их работодателями, и они работали в опасных условиях, что привело к большому числу смертельных случаев и травм.[22] Во время строительства башни Бурдж-Халифа сообщалось только об одном смертельном случае, связанным со строительством.[23] Однако травмы и смертельные случаи на рабочем месте в ОАЭ «плохо документированы».[24]
21 марта 2006 года около 2500 рабочих, недовольных отсутствием автобусов в конце своей смены, протестовали, наносили повреждения автомобилям, офисам, компьютерам и строительной технике.[19] Официальное лицо министерства внутренних дел Дубая заявило, что мятежники нанесли ущерб почти на £ 500,000.[19] Большинство участвовавших в беспорядках рабочих вернулись на следующий день, но отказались работать.[19]
Предложенные:
Предшественник: Мачта KVLY-TV |
Самое высокое строение в мире 828 м с 2007 |
Преемник: Действующий |
Предшественник: Варшавская радиомачта |
Самое высокое когда-либо существовавшее сооружение 828 м с 2008 |
Преемник: Действующий |
Предшественник: Тайбэй 101 |
Самый высокий небоскрёб 828 м с 2010 |
Преемник: Действующий |
Бурж Халифа.