Броневой поезд «Путиловцы имени товарища Ленина», 1919 год.
Бронево́й по́езд — формирование (ранее в РККА, воинская часть, позднее подразделение) танковых войск вооружённых сил государства, имеющий одну или несколько броневых площадок (огневая единица), являлся боевой и тактически неделимой единицей.
Броневой поезд являлся в РККА броневым резервом командования, в зависимости от формирования в состав которого он входил.
Отдельный броневой поезд — воинская часть броневых сил РККА.
В литературе так же встречаются названия броневых поездов такие как: команда или экипаж броневого поезда.
Многие броневые поезда, различных вооружённых организаций политических сил в России, носили именные наименования, особенно в период Гражданской войны в России, такие как: «Ленин», «Память товарища Урицкого», «Смерть паразитам», «Офицер», «Иоанн Калита», «Слава Украины», «Сечевик» и другие, так же были и номерные наименования броневых поездов (пример: № 8, № 9, № 10).
История
Первоначально в русской императорская армии броневые поезда организационно входили в состав Отдельного корпуса пограничной стражи (Заамурский округ), позднее переданы в состав железнодорожных войск, что облегчило эксплуатацию, строительство, техническое обслуживание и ремонт основного вооружения (броневого поезда) в полевых условиях.
К марту 1916 года броневые поезда делились, согласно калибру своих орудий, на «ударные» (вооруженные 76,2-мм пушками), «огневой поддержки» (с орудиями 107-мм и 122-мм) и «тяжёлой огневой поддержки» (тяжёлые 152-мм и 203-мм морские орудия).
На середину 1917 года, в составе русской армии имелось 7 броневых поездов[1].
В РККА вошли в состав броневых сил.
Во имя исторической правды следует признать, что советские броневые силы, а в особенности бронепоезда, имели всегда прекрасно обученный и отважный личный состав, подобранный по преимуществу из убежденных коммунистов.
— Из польских источников.
|
Таблица броневые силы РККА, представлена для сравнения количества различных формирований.
Формирование
количество
(по др. дан.) |
Октябрь 1918 года |
1919 год |
Конец 1919 года |
1920 год |
1922 год |
Броневой поезд |
23 (45) |
янв. — 29, апр. — 44, июль — 54 (62), окт. — 59 |
58 — 60 |
янв. — 65, апр. — 71, июль — 105, окт. — 103 (71, 122[2]) |
? |
Броневая летучка |
— |
янв. — 14, апр. — 16, июль — 15, окт. — 12 |
15 |
янв. — 10, апр. — 8, июль — 5, окт. — — (8) |
? |
Автобронеотряд |
30 (38, 45) |
янв. — 50, апр. — 47, июль — 41, окт. — 50 |
до 64 |
янв. — 48, апр. — 46, июль — 52, окт. — 51 (80, 49) |
21 |
Автотанковый отряд |
— |
— |
— |
11 |
— |
Танковый отряд |
— |
— |
— |
10[3] |
5 |
[4][5]
После начала гражданской войны в России, согласно приказа Революционного военного совета Республики (РВСР) № 416/57, от 18 декабря 1918 года, в Красной Армии, были установлены штатные расписания для броневых поездов с численностью команды (экипажа) 136 человек личного состава. Чуть позднее приказом Реввоенсовета Республики № 59, от 4 января 1919 года, броневые поезда стали подчиняться начальнику броневых частей армии, в районе действий которой они находились и рассматривались как специальные средства в борьбе с войсками противников Советской власти. Для повышения эффективности действий броневых поездов при каждом броневом поезде были сформированы десантные отряды численностью 321 человек.
В РККА приказом РВС № 4/1, 1919 года издана инструкция (первая) по боевому применению броневых поездов. В соответствии с ней все броневые поезда делились на две части:
- 1-я часть — боевая:
- поезд № 1 — две броневые платформы с паровозом посередине. Вооружение: два трёхдюймовых или зенитных орудия, 12 пулемётов и два миномёта.
- поезд № 2 — две платформы (желательно бронированные или блиндированные) с паровозом. Вооружение: два тяжёлых четырёх- или шестидюймовых орудия.
- 2-я часть — резерв: поезд № 3 — железнодорожный состав для перевозки команды (экипажа) и имущества воинской части.
5 августа 1920 года, исходя из опыта операций гражданской войны, РВСР выпустил новую инструкцию, по которой все броневые поезда подразделялись на три типа, по своему оперативно-тактическому предназначению:
- тип «А» — ударные полевые броневые поезда. Сильно бронированные составы, в составе — броневого паровоза, двух броневых площадок с двумя трёхдюймовыми орудиями, восемью пулемётами на каждой и базы. Боевой запас составлял 1 200 снарядов к орудиям и 216 000 патронов к пулемётам. Команда (экипаж) — 162 человек личного состава. Часто, в тот период времени, их именовали штурмовыми броневыми поездами, поскольку они так же предназначались для решения задач в условиях ближнего боя.
- тип «Б» — броневые поезда огневой поддержки. Легкобронированные, в составе полуброневого паровоза, одной броневой площадки с двумя 107-мм или 122-мм орудиями и четырьмя пулемётами и база. Команда (экипаж) — 57 человек.
- тип «В» — броневые поезда огневой поддержки. Легкобронированные, в составе полуброневого паровоза, одной броневой площадки со 152-мм или 203-мм орудием и двумя пулемётами. Команда (экипаж) — 37 человек.
Во время Гражданской войны, в РККА, броневые поезда сводились в дивизионы по три броневых поезда в каждом. В дивизионе броневых поездов был один тяжёлый и два лёгких броневых поезда.
К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 броневых поезда, в связи с военной реформой, к 1928 году, их количество было сокращено до 34.
По окончании Гражданской войны в России, число броневых поездов было резко сокращено, а их передача, в конце 1923 года, в ведение Главного артиллерийского управления РККА (ГАУ РККА), у которого и так было много забот с артиллерией, не способствовало дальнейшему развитию и совершенствованию организационной структуры броневых поездов, так как этот орган управления рассматривал броневые поезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах.
10 декабря 1924 года состоялся приказ РВС СССР за № 1445/235 которым были объявлены штаты броневых и танковых частей военного времени, а 31 декабря, приказом этого же органа управления № 1563/253 установлена новая нумерация броневых частей, в связи с проведённой реорганизацией Вооружённых Сил СССР. В 1925 году, 17 сентября, утверждён «Временный боевой устав броневых сил РККА, служба на полевых броневых поездах».
7. Дивизион бронепоездов есть высшее постоянное тактическое соединение двух или нескольких бронепоездов.
В состав дивизиона обязательно включается 1 бронепоезд тяжёлого типа.
Дробление дивизиона допускается лишь тогда, когда необходимо обслужить несколько отдельных направлений при недостатке бронепоездов в распоряжении командования.
Группа бронепоездов есть временное тактическое соединение нескольких отдельных бронепоездов или дивизионов (как правило не более 6 бронепоездов), образуемое на различные сроки и в различном составе из всех типов бронепоездов, включая и ББ.
Бронепоезда сводятся в группы исключительно для выполнения боевых задач на определенном участке железной дороги.
Группа бронепоездов при развитой сети железных дорог является мощным броневым кулаком в руках командования на наиболее ответственном участке фронта.
— Проект боевого устава броневых сил РККА.
Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов.[6]
|
К осени 1940 года, автобронетанковые войска РККА, согласно приказу НКО СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате всех организационно-штатных преобразований в вооружённых силах СССР, имели в своём составе отдельный батальон броневых дрезин и отдельный дивизион броневых поездов.
По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 броневых поезда.
В годы Великой Отечественной войны действовало около 200 броневых поездов.
Назначение
Броневые поезда были предназначены для (стилистика того времени)[6]:
- содействии пехоте и коннице в бою путем поражения живой силы противника, его броневых средств и борьбы с его артиллерией
- набегов на тыл и фланг противника
- захвата узлов и пунктов, важных в оперативном отношении, до подхода своих войск
- охраны железнодорожных путей, сооружений, узлов и станций
- сопровождения поездов и ценных грузов
- охраны побережья
Типы
- броневой поезд полевой[6]
- лёгкий броневой поезд[6]
- тяжёлый броневой поезд[6]
- броневой поезд-батарея[6]
Состав
Первые броневые поезда, в России, типа «Хунгуз» (всего 4 офицера и 90 нижних чинов) состоял из[7]:
По проекту броневого устава броневых сил РККА обслуживающие броневой поезд люди составляли его команду, в смысле управления она разделялась на[6]:
- команды бронеплощадок
- взвод управления
- отделения питания
Позднее, в РККА, броневые поезда состояли:
- командование
- взвод управления
- взвод броневых вагонов (по количеству)
- башенные расчёты
- отделение бортовых пулемётов
- взвод противовоздушной обороны (ПВО)
- взвод тяги и движения
- взвод броневых дрезин-броневых автомобилей
- приданный десант, в составе до трёх стрелковых взводов
Перечень сокращений формирований
См. также
Примечания
- ↑ Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976. стр. 600
- Сайт милитера, И. Г. Дроговоз, Крепости на колёсах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002
- Сайт милитера, И. Г. Дроговоз, Крепости на колёсах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002
- ↑ Таблица является приложением к отчёту начальника Управления бронечастей РККА, представленному Главному начальнику снабжений и в Высший военно-редакционный совет (ЦГАСА, ф. 27, оп. 1, д. 430, лл. 49, 54. Копия). Сведения за 1921—1922 гг. не публикуются, добавлены из других источников.
- Сайт милитера, И. Г. Дроговоз, Крепости на колёсах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002
- ↑ Проект боевого устава броневых сил РККА, Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов — Госвоениздат, 1931
- Сайт Русская Императорская Армия, Раздел IV. Звёздный час броневых поездов Глава 1. Рождение русского бронепоезда.
Литература
- «Временный боевой устав броневых сил РККА, служба на полевых броневых поездах», 1925
- Богданов В., Сорокин-Ражев Г. «Бронесилы» — М., 1926
- Деревцов С., Пушкин А. «Справочник по броневому делу для командного состава РККА всех родов войск» — М.–Л., 1927
- Шавров А. В. Генерального Штаба «Бронепоезда». — Белград, Королевство С. Х. С., 1927
- Шильбах К. «Тактика войск специального назначения и вспомогательных частей» — М.–Л., 1930
- Зун В. А. «Броневые поезда и их боевая служба» — М.–Л., 1930
- Гладков П. «Тактика броневых частей» — М.–Л., 1930
- «Руководство по боевой подготовке бронесил РККА (бронепоезда)» — М., 1931
- Зун В. А. «Роль бронепоездов в современной войне». — Журнал «Механизация и моторизация армии» № 1, 1931
- Зун В. А. «Бронепоезд в бою». — Журнал «Механизация и моторизация армии» № 1, 1931
- Проект боевого устава броневых сил РККА, Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов. — Госвоениздат, 1931
- Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976 год;
- Белые бронепоезда в Гражданской войне. Сборник / ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 608 с. — (Имперский стяг). — 4100 экз. — ISBN 978-5-699-24849-0
- Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008. — С. 362-422. — 448 с. — (От двуглавого орла к красному знамени). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-27455-0
- Сотников Е. А. «Железные дороги мира из XIX в XXI век.» — М.: Транспорт, 1993. — 200 с ISBN 5-277-01050-5
- Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941—1945 / Ред. Е. Ю. Лемехова; Отв. за выпуск А. Н. Глонти.. — М.: Транспорт, 1992. — 248 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-277-01631-7 (в пер.)
- Под редакцией Н. С. Конарева. «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945.» — М.: Транспорт, 1987. — 591 с.
- Дроговоз И. Г. «Крепости на колёсах. История бронепоездов» — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с ISBN 985-13-0744-0
- Ефимов А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941—1945. — М.: Транспорт, 1992. — 246 с.
- Белые Бронепоезда в Гражданской Войне: Сборник / Ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 608 с.
- Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог. — СПб.: Остров, 2005 [малотиражная книга]
- Коломиец М. В. Бронепоезда Красной Армии 1930—1941 годов, [малотиражная книга]
- Каторин Ю. Ф. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю. Ф. Каторин, Н. Л. Волковский. — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2007. — 590c.-(Арсенал) (о бронепоездах страницы 430—533) (вероятно было несколько изданий книги)
- Коломиец М. В. Фронтовая иллюстрация 5-2005. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны, «Стратегия КМ»
- «Бронепоезда Вермахта» (серия «Военные машины»), коллектив авторов, 2004 г.
Художественная литература
- «Бронепоезд 14-69» — название повести (1922) и пьесы (1927) Всеволода Ива́нова
- «Бронепоезд Гандзя» — название книги «Бронепоезд Гандзя» (повесть, 1939), автор Григорьев Николай Фёдорович.
- «Бронепоезд „Князь Мстислав Удалой“» — название пьесы (1932), автор Прут Иосиф Леонидович.
Ссылки
- Проект боевого устава броневых сил РККА, Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов — Госвоениздат, 1931
- Советские бронепоезда.
- Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
- «Бронепоезд № 6 Имени тов. Ленина» — «Моделист-Конструктор» № 2, 1970
- «Бронепоезд „Козьма Минин“» — «Моделист-Конструктор» № 5, 1980
- Бронепоезда Первой мировой войны.
- Бронепоезда.
- Сайт Русская Императорская Армия, Раздел IV. Звёздный час броневых поездов Глава 1. Рождение русского бронепоезда.
- Об участии бронепоездов в контртеррористической операции в Чечне.
- О том как бронепоезд напугал Тбилиси.
- «Бронепоезда Красной Армии 1930—1941 годов»
- «Отечественные бронепоезда и мотобронепоезда»
- Бронепоезда ОБ-3
- О бронепоездах Добровольческой Армии. А. А. Власов «Военная быль» Июль 1971 — январь 1972. № 96—11
- Русские бронепоезда Первой мировой войны
- Сайт милитера, И. Г. Дроговоз, Крепости на колёсах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002