Орацио Беневоли | |
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | |
Жанры |
Орацио Беневоли (итал. Orazio Benevoli) (19 апреля 1605, Рим — 17 июня 1672, Рим) — итальянский композитор эпохи барокко.
Родился в Риме в семье кондитера французского происхождения[1][2]. В 1617-23 гг. служил в церкви святого Людовика Французского, где изучал грамматику и латынь, а также учился музыке у Винченцо Уголини и Лоренцо Ратти.[2] Был капельмейстером капеллы Санта-Мария в Трастевере[3] (с 1624г), затем в церкви Святого Духа в Сассии (с 1630г).[2] В 1644-46 гг. работал в Вене при дворе эрцгерцога Леопольда.[1] В 1646 г. в Риме руководил капеллой папской базилики Санта-Мария Маджоре[3], в 1646-72 гг. — одной из капелл в соборе св. Петра. [1][3][4]
Орацио Беневоли сочинял преимущественно церковную музыку. Ему принадлежат мессы (от 3-х до 48 голосов), мотеты, псалмы.[5] Уже при жизни стяжал славу достойного последователя Палестрины.[6]
От Палестрины и венецианской школы Беневоли унаследовал многохорность[7] (четыре и более хоров, т.наз. «колоссальное барокко»).[1] Влиянию венецианской школы также приписывают использование в его церковной музыке инструментов.[8]
Беневоли долгое время приписывалась грандиозная 53-голосная месса, которая, как полагали ранее, была написана «молодым гением» (Беневоли было бы тогда 23 года) и исполнялась при освящении Зальцбургского собора в 1628 году. Современный исследователь Э.Хинтермайер показал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялась другая месса, а «Зальцбургская месса» принадлежит не Беневоли, а какому-то неизвестному композитору, возможно, Г.И.Ф. фон Биберу[9].
Беневоли не публиковал свои крупномасштабные произведения.[6] Часть их была издана в XX в. в серии «Monumenta liturgiae polychoralis sanctae ecclesiae Romanae» (Рим, 1950—1963, Триест, 1964—1966)[3], остальные разбросаны по библиотекам в виде рукописей.[6]
Беневоли, Орацио.