Белорусский свободный театр


«Белорусский свободный театр» (англ. Belarus free theatre; белор. Беларускі свабодны тэатр)[1]белорусская театральная труппа, которая позиционируется как единственный подпольный театр[2] [3] в последней диктатуре Европы[4] и представляет себя в качестве авангарда художественного сопротивления[5] [6] официальной эстетике и культуре, насаждаемым в Беларуси диктаторским режимом Александра Лукашенко[7].

Театр не имеет юридического лица[2] [8] и объединяет нескольких актеров, одного режиссера и нескольких администраторов.

Бренд «Белорусский свободный театр» был запущен в марте 2005, во время второго президентского срока А. Лукашенко, журналистом, политконсультантом и консультантом по маркетингу некоммерческих организаций, новообращенным в драматургию[9], Николаем Халезиным, а также его женой Натальей Колядой, специалисткой по административной технологии Л. Рона Хаббарда[10], разработанной последним для управления церквями Саентологии и формально используемой, в различной степени, на ряде предприятий во многих странах мира[11].

Проект стартовал как независимый конкурс современной драматургии[12] в период, когда вследствие усиления государственного контроля над процессами в сфере культуры властями был закрыт основной независимый театр страны «Вольная сцена» (белор. Вольная сцэна), а отдельные режиссеры академических театров начали работать со своими актерами на частных квартирах. В мае 2005 года к двум основателям конкурса «Белорусский свободный театр», которые заручились поддержкой таких мировых знаменитостей как Вацлав Гавел и Том Стоппард[13], присоединился молодой режиссер Национального театра имени Янки Купалы Владимир Щербань вместе с собранным им коллективом актеров. Спектакли «Откровенные полароидные снимки» по пьесе Марка Равенхилла и «4.48 Психоз» по пьесе Сары Кейн, которые Владимиру Щербаню удалось поставить без финансирования на частных квартирах до своего вступления в «Белорусский свободный театр», создавались в перспективе найти под них «крышу»[14] постфактум.

В рамках образовавшегося таким образом коллектива между 2005 и 2010 гг. было выпущено около десяти спектаклей, почти все из которых были поставлены Владимиром Щербанем в сотрудничестве с актерами. Работа трупы апеллирует к документальному, социальному и политическому театру, претендуя на воплощение радикальной, или фронтальной, формы искренности[15]. Основываясь на своих собственных жизненных трагедиях, актеры «Белорусского свободного театра» часто сами пишут те тексты, которые они играют, с декларируемой целью изучения своих личных травм, и чтобы прикоснуться к душевным ранам зрителя, в силу чего показы труппы обычно несут терапевтическую нагрузку и ярко выраженный исповедальный характер[16], направленный на создание эмоциональной зависимости между присутствующими через разделение чувства стыда и ощущение совместного очищения[17].

Благодаря акцентированию идеи художественного сопротивления диктатуре, которая позволила оправдать применение техник социального и сетевого маркетинга, деятельность «Белорусского свободного театра» получила значительное освещение в международной прессе. В начале 2010 г. этот коллектив насчитывает пять профессиональных актеров, одного режиссера, два директора и два техника. Он сосредотачивает наиболее значительную долю грантов, предоставляемых белорусским артистам правительствами западных стран[18]. Начиная с 2007 г. «Белорусский свободный театр» снимает в скромном квартале белорусской столицы обветшалый одноэтажный домик, переоборудованный в рабочее пространство, где проходят все репетиции, все показы местной публике и большинство интервью, даваемых представителями труппы для международной и независимой белорусской прессы.

В конце 2008 г. благодаря финансовой поддержке посольства Великобритании в Республике Беларусь[19] при «Свободном театре» открылся образовательный проект под названием «студия Fortinbras», предназначенный для молодых белорусов, не имеющих театрального опыта. Наталья Коляда и Николай Халезин сами преподают в нем маркетинг, менеджмент и драматургию. Декларируемой целью студии является «формирование универсального творца: человека, который будет уметь всё: писать, ставить, играть – и сможет предложить свой художественный продукт для воплощения в любой стране мира»[20]. При этом «Белорусский “Свободный театр” заинтересован только в подготовке кадров для работы в собственном коллективе»[21]. В декабре 2009 г. руководители коллектива объявили об очередном наборе в студию, заявив, что из тридцати студентов, набранных с начала существования проекта «Fortinbras», почти все были «отсеяны»[22]. По данным, не нашедшим отражения во вторичных источниках, большая часть студентов проекта «Фортинбрас» ушла по собственному желанию из-за типа отношения студент-преподаватель, устанавливаемого директорами «Свободного театра». Наталья Коляда и Николай Халезин не имеют никакого профессионального образования в дисциплинах и предметах, которые они преподают. Наталья Коляда закончила Исторический факультет Белорусского педагогического университета, она также посещала саентологические курсы менеджмента в Москве и закончила не аккредитованный «Американский Хаббард-Колледж» по специальности «управление бизнесом»[10]. У Николая Халезина нет никакого высшего и никакого специального образования в области режиссуры, драматургии или актерского мастерства[10].

Первой страной, выразившей свою солидарность с «Белорусским свободным» театром, была Латвия. Первые зарубежные выступления труппы состоялись в ноябре 2005 г. в Lark Play Development Centre и Европейской театральной Конвенции, лауреатом Премии Французской Республики по правам человека и «специального упоминания» 12-ой Премии «Европа – театру».

Согласно дискурсу, который руководители белорусского коллектива Наталья Коляда и Николай Халезин формулируют в интервью международной прессе и в текстах, публикуемых ими на Интернет сайте «Свободного театра» под псевдонимами Анна Маковская и Никита Ярин, деятельность руководимой ими организации вписывается в рамки «эстетического конфликта»[23] с символической системой советской направленности, используемой белорусскими властями; эта деятельность направлена на продвижение современного и актуального театра, как средства стимулирования гражданской позиции, глубокого вопрошания белорусского общества, отражения серьёзных проблем современного мира и человеческих обществ в целом; эта деятельность также задается целью включить белорусский театр в европейский театральный процесс, продвигать идеи открытого общества, культурного разнообразия и европейской идентичности; она инспирируется от чехословацкого и польского примера, где протестные движения взяли начало в художественной среде, и где контркультура выступила как важнейший механизм процессов демократического перехода.

Подконтрольная властям официальная белорусская пресса о «Свободном театре» не пишет. Несмотря на то, что «Белорусский свободный театр» действительно создает актуальный театр в условиях репрессивного общества, распространенная в международной прессе оценка репрессий со стороны белорусских властей в отношении членов труппы, равно как и степень подпольности последней, значительно завышены.

Руководители труппы указывают в большинстве интервью, что «Белорусский свободный театр» 22 августа 2007 г. был «арестован»[2] вместе со зрителями. В действительности, по оценкам местной независимой прессы имело место административное задержание для установления личности[24], несмотря на то, что оно проходило с нарушениями правовой процедуры, и действия представителей правоохранительных органов выглядели довольно абсурдно, что вызвало однозначную реакцию осуждения со стороны белоруской демократической общественности и серию статей в международной прессе. В частности, на задержании присутствовали представители трех различных структур, координация действий и раздел компетенций между которыми носили импровизированный и дезорганизованный характер; группа около пятидесяти задержанных, включая актеров, местных зрителей и иностранных граждан, была перевезена в актовый зал УВД Советского района г. Минска на автобусе ОМОНа для переписи личных данных, которая продлилась для некоторых задержанных около пяти часов, то есть с нарушением административно-процессуальных норм. Руководители «Белорусского свободного театра» представляют данный эпизод, как спланированную акцию и пример систематических репрессий против их коллектива. Однако, действия правоохранительных органов в данном эпизоде свидетельствуют скорее об их неподготовленности к ситуации задержания. В интервью для местной независимой прессы чиновники МВД уточнили, что отряд милиции специального назначения был отправлен на место задержания по анонимному звонку, в котором сообщалось о большом размере группы собравшихся и о слышащихся хлопках (что неудивительно, так как в спектакле «Одиннадцать рубах» по пьесе Эдварда Бонда, который приглашенный французский режиссер Кристиан Бенедетти ставил с актерами «Белорусского свободного театра», использовались пневматические ружья в действии); органы милиции не исключали также, что речь шла о собрании религиозной секты[25]. Государственные средства массовой информации никак не осветили происшествие, и уточнения относительно ситуации задержания были озвучены представителями МВД только в отдельных интервью для независимой белорусской прессы, тогда как версия о запланированном «аресте» и систематических репрессиях, сформулированная руководителями «Свободного театра», была воспроизведена в международной прессе[26] и стала доминирующей.

Только двое членов «Свободного театра» подвергались ограничению свободы, и в обоих случаях в форме административного ареста на срок до семи суток за участие в уличных акциях, а не за участие в деятельности труппы. Ни одному из членов коллектива административные органы не отказывали в обновлении паспорта или разрешительном штампе на выезд. Труппа активно гастролирует и перемещается через государственную границу без препятствий со стороны таможенных органов и органов пограничного контроля, несмотря на транспортировку театрального реквизита. «Белорусский свободный театр» не предпринимал процедуру государственной регистрации в своей собственной стране или в одной из пограничных стран-членов Европейского союза в отличие от большинства действующих в Беларуси независимых ассоциаций.

Примечания

  1. Сайт «Белорусского свободного театра»
  2. ↑ [1].
  3. [2].
  4. [3].
  5. [4].
  6. [5].
  7. [6]; Онлайн-конференция с Андреем Курейчиком, Белорус.by, 9 октября 2008 [7].
  8. [8]
  9. [9]
  10. 1 2 3 белор. Пакаленне Jeans: п'есы маладых драматургаў Беларусі ў перакладзе Андрэя Каляды / Укл. М. Халезіна, Н. Каляды. Мінск, 2007, УДК 821.161.3-6; ББК 84 (4 Беи)-4 (Поколение Jeans: пьесы молодых драматургов Беларуси в переводе Андрея Коляды / Сост[авители] Н. Халезин, Н. Коляда, Минск, 2007); сс. 3-4 содержат предисловие Павла Руднева; с. 97 содержит краткую биографию Натальи Коляды (белор. Наталля Каляда) в качестве автора текста «Им снились сны» (белор. Ім сніліся сны); с. 264 содержит: « Printed in EU » ; с. 2 содержит: «“Свободный театр”, международное гражданское объединение “Союз белорусов мира ´Бацькаўшчына´” и Андрей Коляда выражают искреннюю благодарность госпоже Ирене Коляде-Смирновой, главе благотворительного фонда “Ethnic Voice of America” (Парма, США) за энергичную помощь в издании этой книги»; сс. 175-176 содержат краткую биографию Николая Халезина (белор. Мікалай Халезін) в качестве автора пьес «Я пришел» (белор. Я прыйшоў), «День Благодарения» (белор. Дзень Удзячнасці) и «Поколение Jeans» (белор. Пакаленне Jeans).
  11. [10]; в альтернативных источниках указывается однако, что эти цифры значительно завышены, и что речь идет преимущественно «о небольших семейных или основанных на личном капитале фирмах», большинство из которых «ничего не производят, а занимаются маркетинговыми исследованиями, консультациями, дизайнерскими работами. (…) Изобилие маркетинговых и консультационных фирм в приведенном списке вероятно объясняется тем, что эти фирмы занимаются пропагандой все той же административной системы Хаббарда.» См. Василий Сарычев, «Административная технология (АТ) Хаббарда», evolkov.net [11].
  12. [12].
  13. [13].
  14. [14].
  15. [15].
  16. [16].
  17. Нельзя не обратить внимания на некоторую функциональную совместимость между данной театральной техникой и саентологической практикой одитинга.
  18. [17]. А посольство Великобритании в Республике Беларусь финансировало создание при «Белорусском свободном театре» студии звукозаписи, образовательного проекта «Fortinbras», а также издание сборников пьес и аудиоспектаклей на компакт-дисках.
  19. Сайт посольства Великобритании в Республике Беларусь
  20. [18]; см также на блоге Николая Халезина: «Театральная лаборатория Fortinbras» [19]. Нельзя не обратить внимание на некоторую конгруэнтность данной универсалистской концепции обучения с применяемой в саентологии методикой Study Tech
  21. [20].
  22. [21].
  23. [22].
  24. [23].
  25. [24].
  26. [25]; Ekaterina Dvinina, "Le Théâtre libre de Minsk résiste toujours aux intimidations du pouvoir biélorusse", Le Monde, 02 septembre 2007 [26].

Ссылки

  • Из-под радара – в Америку, или Белорусский Свободный театр в La Mama.

Белорусский свободный театр.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52