Белоликов

Перейти к: навигация, поиск
Василий Захарович Белоликов
Дата рождения:

30 января 1887({{padleft:1887|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:30|2|0}})

Место рождения:

село Васильевское, Череповецкий уезд, Новгородская губерния[1]

Дата смерти:

25 ноября 1937({{padleft:1937|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:25|2|0}}) (50 лет)

Место смерти:

Бутовский полигон, Московская область, РСФСР, СССР

Страна:

Российская империя, СССР

Духовное образование:

Киевская духовная академия

Известен как:

историк

Слева направо: настоятель петроградского Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и его родственники профессор богословия Киевской духовной академии Василий Белоликов и епископ Салмасский Пимен (Пётр Белоликов). Фото 1916 г.

Васи́лий Заха́рович Белоли́ков (30 января 1887, село Васильевское, Новгородская губерния[1] — 25 ноября 1937, Бутовский полигон, Московская область) — церковный историк, специалист по истории старообрядчества, профессор Московской богословской академии. Деятель обновленческого движения.

Семья

Родился в семье священника Захарии Белоликова и Марии Ивановны, дочери священника Иоанна Орнатского, двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия, автора многотомной «Истории российской иерархии». Один из братьев — епископ Пимен (Белоликов). Один из четвероюродных братьев — Философ Орнатский. Жена — Елизавета Николаевна.

Образование

Окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию (1907), Киевскую духовную академию (1911) со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Литературная деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов»). В 1911—1912 — профессорский стипендиат академии. Магистр богословия (1916, тема диссертации: «Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность»).

Церковный историк

Был исполняющим должность доцента на кафедре истории и обличения русского раскола в Киевской духовной академии, с 1916 года — доцент. Сфера научных интересов: проблемы раскола и старообрядчества, история церкви XVIII в. Занимался педагогической и научно-богословской деятельностью до самого закрытия академии в послереволюционные годы. Его магистерская диссертация посвящена истокам единоверия — направления в православной церкви, признающего официальную церковную власть и при этом сохраняющего «дониконовские» обряды. Главный персонаж диссертации, стародубский инок Никодим (17451784) первым среди старообрядцев пришёл к мысли о необходимости заимствования законного священства только от русской церкви и о соединении с нею через это заимствование.

В 1918 году был арестован в Киеве петлюровцами, содержался в тюрьме 2 месяца, после чего был освобождён.

Обновленческий деятель

Присоединился к обновленческому движению и стал его активным участником, членом обновленческого Синода от мирян. Активный участник обновленческого собора 1923, на котором выступал с резкой критикой монашества. По данным Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова,

Этот талантливый и ученый человек отличался, однако, некоторой неуравновешенностью и страдал к тому же пристрастием к Бахусу. Под влиянием винных паров он порой совершал невероятные по своей эксцентричности поступки. Его выступление по вопросу о монашестве отличалось скорее экстравагантностью, чем убедительностью. На протяжении получаса он осыпал монахов грубой бранью, рассказывал самые ужасные вещи про киевских иноков, сам он был родом из Киева.

Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. — Т. 2

Был хранителем и редактором произведений одного из его лидеров, обновленческого митрополита Александра Введенского. В 19241934 годы — профессор Московской богословской академии, организованной обновленцами. Преподавал также в Ленинградском богословском институте.

В 1925 году был арестован и осуждён на шесть месяцев лишения свободы по статье 72 УК РСФСР за контрреволюционные разговоры. В течение трёх месяцев находился в ОГПУ, остальные три месяца работал на заводе Главхлопком в Ташкенте, после чего возвратился в Москву на прежнюю работу в обновленческий Синод. В 1934 году порвал с обновленческим движением.

Аресты и гибель

Работал управляющим делами Ногинского завода грампластинок. 28 апреля 1935 года был арестован и осуждён к трём годам лишения свободы. Из следственного дела следует, что был секретным сотрудником ГПУ и арестован за «оглашение не подлежащих оглашению сведений». Наказание отбывал в Карлаге НКВД СССР (Карагандинская область), освобожден 31 января 1937.

После освобождения жил в городе Александрове. 29 сентября 1937 года вновь арестован. Обвинён в том, что «возвратившись из ссылки возобновил свою контрреволюционную деятельность, группировал вокруг себя реакционную часть церковников, ставил перед собой задачу блокирования обновленческой церкви с Тихоновской преследуя цель объединения реакционных сил двух церковных течений для активной борьбы с советской властью». Приговорён к расстрелу; казнён на полигоне Бутово под Москвой.

Дело в отношении В. З. Белоликова Постановлением Президиума Московского городского суда от 22 ноября 1956 года производством прекращено за недоказанностью состава преступления. Реабилитирован по делу 1935 года определением Верховного Суда РСФСР от 16 октября 1991 года.

Труды

  • Литературная деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов. — Киев, 1912.
  • Историко-критический обзор существующих мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола. — Киев, 1913.
  • Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность. — Киев, 1915.
  • К вопросу об единоверии.
  • Яков Стефанович Беляев. Старообрядческий писатель второй половины XVIII в.

Примечания

  1. 1 2 Ныне — Вологодская область, Россия.

Ссылки

  • Белоликов Василий Захариевич. Древо : открытая православная академия (20 мая 2007). Проверено 11 октября 2013.
  • Белоликов Василий Захарович. Род Белоликовых. Проверено 11 октября 2013.

Белоликов.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52