Арутюнов сергей александрович культурная антропология, арутюнов сергей александрович биография, арутюнов сергей александрович книги, арутюнов сергей александрович стихи

Серге́й Алекса́ндрович Арутю́нов (1 июля 1932(19320701)) — российский этнолог, социальный антрополог, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук. Заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН. Автор более 490 научных публикаций, в том числе 15 монографий.

Содержание

Биография

Родился 1 июля 1932 года в городе Тбилиси в семье служащих. Отец Александр Сергеевич Арутюнов - происходил из армянской семьи купцов виноделов и виноторговцев выходцев из Карабаха[1], придерживавшихся исповедания Армянской Апостольской Церкви. Мать - Ольга Петровна Саломон, принадлежала русской дворянской семье, которая происходила от печенегов, крестившихся в 12 веке в Венгрии.[2] Этническое самосознание Сергея Арутюнова сформировалось в самом раннем возрасте. Позже в одном из своих интервью он говорил:

Сознание того, что я армянин не покидало меня никогда[3]


Когда в 1944 году молодому Сергею едва исполнилось 12 лет, умерла его мать и бабушка, а отец вернулся с полей сражений Великой отечественной войны ослепшим. Как позже вспоминал ученый:то был момент невероятных трудностей, чудовищного жизненного перелома, когда я понял, что вдруг, в одночасье стал взрослым. Однако в это же время будущий академик осознал, то что его призвание "востоковедение", а толчком к выбору призвания послужил переезд в Тбилиси тёти Сони. Вдова бывшего капитана дальнего следования с собой привезла множество японских вещей, купленных ей её супругом. Увидев все эти вещи Сергей Александрович сделал свой выбор.[2]

Научная деятельность

Закончив школу, в 1950 году Сергей Арутюнов поступает на японское отделение в Московский Институт Востоковедения. Окончив в 1954 году с отличием институт поступает в аспирантуру Института этнографии (ныне – ИЭА РАН).В 1956 году в возрасте 24 лет, он закончил аспирантуру. В это же время молодой ученый занимался разработкой алгоритма русско-японского перевода в Институте точной механики и вычислительной техники.
В 1957 году после того как в Москве прошел международный форум молодежи и студентов Арутюнов примкнул к чукотской экспедиции Максима Левина, где работал до 1987 года. В ходе работ в составе экспедиции Сергей Арутюнов разработал типологическую схему гарпунных наконечников, более 1000 которых было найдено в двух могильниках. Молодой ученный их распределил по группам, выявил их встречаемость, сочетаемость, и пришел к заключениям - что они собой представляли, как они были увязаны с хронологией, экологией, родовой структурой населения. Позже им на основе данных полученных во время экспедиции были написаны труды «Уэленский могильник» (1969), «Эквенский могильник» (1975).
В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию «Древний восточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев», под научным руководством его учителя и главы экспедиции Максима Григорьевича Левина.

1968 год ознаменовался выходом книги Сергея Арутюнова - «Современный быт японцев» , в которой на основании обширного этнографического материала выявлены закономерности взаимодействий традиционной и так называемой интернациональной культур. В 1969 году в соавторстве с Г. Светловым выходит его книга «Старые и новые боги Японии», а спустя год в 1970 году Арутюнов защитил докторскую диссертацию «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре». В этот период жизни он совершил ряд экспедиций: на Печору, на Обь и Енисей, в Японию, в Армению и Индию. Несмотря на то, что Сергей Арутюнов крайне редко возвращался к кабинетному образу жизни, именно в это время возникла самая известная из выдвинутых им теорий – информационная теория этноса. Впервые она была опубликована в написанной совместно с Н.Чебоксаровым статье «Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества», вышедшей в свет в 1972 году в «Расах и народах».[2]
К середине 60-х годов у молодого востоковеда Сергея Арутюнова завязались тесные профессиональные отношения с армянскими коллегами. В течение всех последующих лет эти отношения углублялись и развивались. По этому поводу Арутюнов говорил следующее: Я убежден, что грузинские и армянские интеллигенты были одновременно и русскими интеллигентами, именно русскими, а не российскими. Наша культурная трагедия заключается в разведении этих понятий. Из под его пера вышли многие десятки работ, посвященные проблемам Кавказа в целом и культуры армянского этноса — в частности[3]

С 1957 по 1985 год – являлся научным сотрудником Института этнографии АН СССР.

В начале 80-х продолжая длительные экспедиционные выезды появляются публикации их результатов. На основе армянских исследований в 1983 году в соавторстве с Э. Маркаряном, Ю.Мкртумяном и другими участниками комплексного исследования выходит совместная монография «Культура жизнеобеспечения и этнос». Сергей Александрович выступает редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций - «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте 1984 года Сергей Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио, 1985). Четыре года спустя,в 1989 году публикуется монография «Народы и культуры», где подробно описана еще одно важнейшая общая культурная закономерность - ареальная стабильность, которая была подкреплена материалами лингвистических, археологических и этнографических исследований культурных ареалов Японии. В 2000 году книга «Народы и культуры» в переработанном, дополненном виде была издана в США под названием «Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие» (“The Edwin Mellen Press”, Lewiston – Queenston – Lampeter).[2]

Отойдя от японской тематики и бросив свой взор на Кавказа, Арутюнов с 1985 года по настоящее время является заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН
В 1990 года был избран членом-корреспондентом Отделения историко-филологических наук Российской академии наук (РАН). В 1991 - 1997 годах – заместитель академика-секретаря Отделения истории. С 1991 – по настоящее время – член бюро Отделения. Первый президент Всероссийской Ассоциации этнологов и антропологов России (1990 - 1994).

В ноябре 2003 года Сергей Александрович в сотрудничестве с Международным научно-исследовательским институтом народов Кавказа организовал и провел Конгресс кавказоведов в Нахабино. На этом Конгрессе удалось собрать более ста этнографов, социологов, религиоведов изо всех регионов Кавказа, как Северного, так и Южного, и более 30 гостей из дальнего зарубежья. В работе его также приняли участие также десятки московских и петербургских ученых.[2]

Семья

Научные публикации

Имеет более 490 публикаций, в том числе 15 монографий (как индивидуальных, так и в соавторстве). Основные научные труды:

1. Современный быт японцев. М., 1968.
2. Старые и новые боги Японии. М., 1968. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.: Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973.
3. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
4. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
5. У берегов Ледовитого океана. М., 1984.
6. Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
7. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
8. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
9. Япония: народ и культура. М., 1991. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
10. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
11. Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. Отв. ред.
12. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М. Г. Абдушелишвили, Б.А.Калоевым.) М., 1994.
13. Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс.
14. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. (в соавт. с С. И. Рыжаковой).

Интересный факт

  • Псевдоним (никнейм) ученного в интернете– gusaba, что в переводе с японского значит «влекущий колесницу глупости».[2]

Примечания

  1. О моей семье, детстве и Тифлисе
  2. ↑ Биография С.А.Арутюнова – женская версия.
  3. ↑ [1]

Ссылки

  • Личная страница Сергея Арутюнова
  • Пресс-портрет Сергея Артутюнова на Яндекс.Новостях
  • Интервью с Сергеем Арутюновым в программе "Разворот" 16.11.2006 на радио Эхо Москвы.

Арутюнов сергей александрович культурная антропология, арутюнов сергей александрович биография, арутюнов сергей александрович книги, арутюнов сергей александрович стихи.

Внеземная цивилизация, Малый Дехан, Марк Коулман, Категория:1959 год в Техасе, Файл:Château Raspail à Gigondas.jpg.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52