Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
|
Артемий Троицкий | |
Имя при рождении: |
Артемий Кивович Майданик |
---|---|
Род деятельности: |
рок-журналист, музыкальный критик |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Супруга: |
Вера Троицкая |
Дети: |
Александра 1998, Иван 2002, Лидия 2010 |
Награды и премии: | |
Викискладе |
Запись голоса А.К. Троицкого | |
29 марта 2007 |
|
Помощь по воспроизведению |
Арте́мий Ки́вович Тро́ицкий (при рождении — Майданик; род. 16 июня 1955, Ярославль) — рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов — «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.
Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье политолога и историка-латиноамериканиста Кивы Львовича Майданика. Мать — Руфина Николаевна Троицкая. Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма».
С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4. В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).
С 1982 по 1983 годы был гитаристом группы «Звуки Му». Один из учредителей лейбла «General records». Жена Вера, трое детей (Александра, 1998 г. р., Иван, 2002 г.р. и Лидия, 2010 г. р.).
С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.
Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ[1][2][3]. В интервью 2015 года Троицкий отмечал, что его «выжили» из МГУ после 13 лет преподавания[4].
С середины сентября 2014 года живёт в Таллине, Эстония[5], где преподаёт, также преподаёт в Финляндии и Лондоне, проводит отдельные лекции во многих других местах[4].
Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в 1967 году, им была написана рецензия на альбом The Beatles «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. Писал о рок-музыке статьи в журнале «Ровесник» в то время, когда рок-музыка была в немилости у властей СССР. Первой такой публикацией стала статья о группе Deep Purple «Пятёрка тёмно-лиловых» в 1975 году. В 1979 году посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в СССР (по его словам незадолго до того он побывал на концерте Элтона Джона в Австрии ).
В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.
С «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается). Является экспертом Международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».
Является автором и ведущим программы «FM Достоевский» на радиостанции «Финам FM» (до сентября 2010 года — на радио «Эхо Москвы»). Также, на «Эхе», Троицкий выступает в качестве гостя в программе «Особое мнение». В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой.
В 2011 году начал читать цикл лекций «Прямая речь» об истории поп-музыки[6].
В конце 1970-х — начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-1980», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.
В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры», «Телевизор», «Браво», «Автоматические удовлетворители». В 1994-м организовал Фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.
В 2003—2004 годах был председателем жюри Международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири»)[7]. Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.[8]
До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видеоритмы» на латвийском телевидении.
В 1980-х — 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард». С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт». С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов». В 1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».
В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».
С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт рока: год за годом» на интернет-телевидении TVJam.
Александр Липницкий упоминает, что первый певческий опыт Артемия Троицкого состоялся в 1986 году в ДК ИАЭ имени Курчатова, когда они вместе с группой Василия Шумова «Центр» исполняли рок-оперу «Артюр Рэмбо». Тогда от смущения рок-мэтр прятался за колонкой.[9]
Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачёву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека — «Агент 008» и «Ша Пу На На».
Основной радиопередачей Артемия Троицкого является программа, которая сначала называлась «Ковчег дяди Ко» (1990—1996), потом очень продолжительное время — «FM Достоевский» (1996—2013), а с марта 2013 года носит имя «Стерео-Вуду». В передаче автор знакомит слушателей с недавно вышедшей музыкой, которая не подпадает под форматы остальных радиостанций и не издана мэйджор-лейблами. Ещё одной заботой ведущего является то, чтобы эта музыка была из самых разных точек Земли. За годы существования программы в ней прозвучали мелодии из 80-90 % стран мира, включая островные микрогосударства.
В середине 2000-х у Артемия Троицкого на «Эхе Москвы» выходила ещё одна еженедельная музыкальная программа — «Красный уголок». Кроме того, журналист по нескольку раз в год становится гостем в программе «Особое мнение», где комментирует текущие общественно-политические новости. Визиты Артемия Троицкого на «Эхо Москвы» имеют такой успех, что журналист время от времени попадает в топ-7 сотрудников радиостанции.
В 2010 году был отстранён от участия в программе «Особое мнение» радиостанции трек Noize MC Мерседес S666.[10]
В 1987 году Артемий Троицкий выпустил в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) книгу «Назад в СССР» об истории советской рок-музыки, которая вышла в СССР под названием «Рок в Союзе: 1960-е, 1970-е, 1980-е…» только в 1991 году.
В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» — политическая — была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир… Поп»".
В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении Артемия Троицкого и Александра Клюквина.
Об Артемии Кивовиче в репертуаре ансамбля «Тараканы!» имеется песня под названием «Мистер музыкальный критик», в которой подвергается сомнению ценность деятельности музыкального критика как в целом, так и на примере А. Т.
Также Троицкий упоминается в песне группы Чайф — «Пригородный блюз № 3»[13], рэп-группы Иезекииль 25:17 — «Уличная сага», рэпера Карандаша — «Американщина».
На концерте памяти А. Башлачёва Егор Летов обвинил Артемия Троицкого в коммерциализации советской рок-музыки[14]. В песне Александра Непомнящего «Конец русского рок-н-ролла» также упоминается «дело Троицкого» в точно таком же контексте.
В контексте поп-культуры упоминается в песне «Гей-Попс» группы «Крематорий».
Группа Кино (тогда ещё «Гарин и Гиперболоиды») посвящает А. Т. песню «Блюз Артему Троицкому»
Группа «Облачный край» в 1982 году выпустила песню «Скривься, критик!», где в остро-сатирической манере обличается критиканство А. Троицкого.
|
Артем Троицкий.