Антарова, Конкордия Евгеньевна

Конкордия Евгеньевна Антарова (настоящее имя Кора) (13 (25) апреля 1886, Варшава или Санкт-Петербург — 6 февраля 1959, Москва) — оперная и камерная певица (контральто), педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1933).

Содержание

Краткая биография

Отец — чиновник Министерства народного просвещения, мать — двоюродная сестра сосланного в Сибирь народовольца Аркадия Тыркова, состояла в родстве с С. Л. Перовской (С. Перовская приходилась будущей певице двоюродной бабушкой). В одиннадцать лет потеряла отца, в четырнадцать лет, будучи в шестом классе гимназии, осталась круглой сиротой. Но она не бросила учиться, а закончила гимназию, самостоятельно зарабатывая уроками. Юная Кора решает уйти в монастырь, где пение в церковном хоре помогло развитию природного дара. Многое решила встреча с Иоанном Кронштадским, который сказал молодой девушке, что ей суждено трудиться в миру. Подруги по гимназии собрали ей сто рублей, и Кора поехала учиться в Петербург.[1].

C 1901 года училась на Бестужевских высших женских курсах и в Петербургской консерватории (педагог И. Прянишников). На учёбу пришлось тяжело зарабатывать, от голода и утомления нередко сваливалась с ног и оказывалась в больнице; началась бронхиальная астма, мучившая певицу всю жизнь. В 1901—1902 выступала на сцене петербургского Народного дома (партия Солохи в опере «Кузнец Вакула» П. И. Чайковского). В 1907 году заканчивает учёбу у Прянишникова и показывается в Мариинский театр. «В комиссии по прослушиванию певцов председательствуют дирижер Э. Ф. Направник и директор императорских театров В. А. Теляковский. Из 160 прослушанных певцов в театр принята одна Антарова! Так с 1 мая 1907 года началась ее артистическая карьера», — свидетельствует С. И. Тюляев. В 1907—1908 солистка петербургского Мариинского театра; в 1908—1912 была участником Кружка любителей русской музыки в Москве; в 1908—1930 и 1932—1936 — солистка московского Большого театра (параллельно в 1918—1922 гг. — Оперная студия Большого театра, где изучала актёрское мастерство у К. Станиславского), в 1930—1932 — солистка Второго ГАТОБа (Москва). В 1930—1932 гг. ушла из вокала. «В действительности 25 дек. 1930 А. по лич. просьбе „освободилась от службы“ в Большом театре и 25 нояб. 1931 поступила в ПБ бибтехн. сотр. Сектора хранения. 1 янв. 1932 переведена на должность пом. б-ря. Распоряжением по ПБ от 8 июля 1932 А. была уволена „согласно заявления“ с 1 июля 1932»[2]

Во время войны жила в Москве, писала трехтомный теософский роман «Две жизни» (книга была издана в 1993 г.). Антарова автор «Бесед К. С. Станиславского» (1939); автор литературных записей бесед с В. И. Качаловым. В 1946 г. ею был организован при ВТО (Всероссийское театральное общество) Кабинет К. С. Станиславского.

Из-за приверженности к религии находилась под особым наблюдением властных структур.

Занималась педагогической деятельностью.

Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оперные партии

Камерные исполнения

Произведения И.Брамса («Строгие напевы» — 1-я исполнительница в Москве, 1923); Дж. Россини («Торжественная месса» — 1-я исполнительница в России, Петербург, под управлением Н. Галкина, в ансамбле с Н. Кедровым, С. Гладкой, А. Лабинским); Р. Штрауса и др.

Литературные сочинения

  • Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918—1922 гг. М.; Л., 1939;
  • Моя работа над ролью Графини в «Пиковой даме» // Чайковский и театр: Ст. и материалы. М.; Л., 1940;
  • Из записей репетиций К. С. Станиславского // Театр. 1951. № 5;
  • Памяти чудесного певца // Василий Родионович Петров: Сб. ст. и материалов. М., 1953;
  • Искусство, одухотворенное человечностью // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. М., 1967;
  • Две жизни. М., 1993—94. Ч. 1—3 (впервые книга увидела свет в 1993 году; 2-е изд., испр. 1995). Книга долгое время распространялась по Москве самиздатом. После смерти Антаровой рукопись хранилась у Елены Федоровны Тер-Арутюновой (Москва), считающей её своей духовной наставницей. Хранительница рукописи никогда не теряла надежды увидеть роман опубликованным, а до той поры знакомила с ним всех, кого находила возможным. И потому можно сказать, что этим романом зачитывалось уже не одно поколение читателей.[1]

Музыкальные записи

  • Tchaikovsky: Eugene Onegin, Bolshoi Theater Orchestra (1936) Conductor: Vasili Nebolsin Audio CD Number of Discs: 2 Label: Grammofono 2000, ASIN: B00001XDNC

Примечания

  1. ↑ Энциклопедия современной эзотерики
  2. История в лицах, Антарова. Автор М. Д. Эльзон

Ссылки

  • Словари и энциклопедии
  • АНТАРОВА Конкордия (Кора) Евгеньевна
  • Энциклопедия современной эзотерики. Автор С. И. Тюляев
  • К. Е. Антарова — краткий биографический очерк
  • К. Антарова, «Две жизни»
  • А. М. Пружанский. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. Часть 1. - Москва. Советский композитор. 1991. С. 28

Антарова, Конкордия Евгеньевна.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52