Активное слушание мотивация личный пример это воспитание, активное слушание юлия гиппенрейтер, активное слушание примеры, активное слушание 5 класс

Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Содержание

Приемы активного слушания

Выделяют следующие приемы активного слушания:[1]

  • Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.
  • Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.
  • Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.
  • Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.
  • Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».
  • Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».
  • Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

См. также

Примечания

  1. В. Ю. Меновщиков. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

Литература

  • Гиппентрейтер Ю.Б, «Общаться с ребёнком. Как?»/ М. Изд-во Астрель, 2006.
  • К. Э. Рудестам. «Групповая психотерапия». - Универс, Прогресс, 1993 г. - ISBN 5-01-004123-5.
  • Андреева Г.М. «Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений»/ 5-е издание, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  • Атвайтер И. «Я вас слушаю»/ М.: 1984.
  • Гиппентрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребёнком Так?» М. Изд-во Астрель, 2008.
  • Жуков Ю.М. «Эффективность делового общения»/ Изд-во «Знание», М.: 1988.
  • Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. «Диагностика и развитие компетентности в общении»: Спецпрактикум по социальной психологии/ Изд-во МГУ: 1990.
  • Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение» Учебник для вузов, - СПб.; Питер, 2001.

Ссылки


Активное слушание мотивация личный пример это воспитание, активное слушание юлия гиппенрейтер, активное слушание примеры, активное слушание 5 класс.

Эктазий, Категория:Умершие в Болонье.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52